Конспект занятия по игровому азбуковедению в средней группе
Воспитатель Антоненко Наталья Илларионовна
Содержание образовательной деятельности: развитие речи («Коммуникация», «Познание», «Безопасность», «Социализация», «Труд»)
Задачи:
-Вырабатывать правильное положение и четкие движения органов артикуляционного аппарата при произношении звука «В»
-Развивать умение определять заданный звук в словах и фразах; дифференцировать звуки «В» — «Ф»; четко произносить звуки и слова с разной силой голоса (громко-тихо)
-Формировать умение внимательно слушать стихотворение, отвечать на вопросы предложением из него.
-Развивать связную речь, ее выразительность, произвольную память.
-Способствовать четкому, правильному произношению звука «В» во фразовой речи.
Методы и приемы:
-наглядные: иллюстрации вертолета, воробья, вороны, стилизованный и натуральный образ буквы «В».
-словесные: рассказ, беседа, загадка, стихотворение,
-практические: создание буквы «В» способом аппликации из частей.
Виды мышления: наглядно-действенное. Наглядно-образное, словесно-логическое.
Материалы и оборудование: игрушка волк, картинки: волк на велосипеде, две вороны, воробей, воздушные шарики; стихотворение Г. Сапгира «Волк»; чистоговорка на звук «В»; конверт с картинками различных предметов, буквой «В» натуральной и стилизованной; части буквы «В», клей, кисти, салфетки; домик-азбука.
Словарная работа: активизация в речи слов со звуком «В», прилагательных, словосочетаний ветер-ветерок, волк-волчище.
Ход занятия
Воспитатель: Однажды пошли пальчики и в лес погулять.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка с семьей»
Пошли пальчики гулять, (постучать большими пальцами обеих рук по столу)
А вторые догонять, (указательными пальцами)
Третьи пальчики бегом, (средними пальцами)
А четвертые пешком, (безымянными пальцами)
Пятый пальчик поскакал (мизинцами)
И в конце пути упал. (хлопнуть по столу обеими ладошками)
Воспитатель: Вдруг пальчики что-то увидели и очень удивились. Давайте покажем, как они удивились.
Этюд «Удивление»
Глаза широко раскрыли, брови подняли, рот открыли, плечи подняли, руками развели.
Артикуляционная сказка «Теремок»
В лесу стоит маленький домик, настоящий теремок (надуть щеки)
Этот домик очень красивый с черепичной красной крышей и большой кирпичной трубой («Хоботок» — вытянуть губы вперед и вращать ими)
В доме есть три маленьких круглых окошка («Окошко» — губы округлить)
И большая резная дверь («Оскал» — показать зубы в улыбке при этом зубы разжать)
Стены у дома были красивые («Покрасим стены» — кончиком языка погладить щеки)
Вдруг подул сильный ветер, стены у дома зашатались (двигать челюстью вправо-влево)
Дверь то открывалась, то закрывалась (открывать и закрывать рот)
Вдруг дом рухнул и рассыпался («Худышка» — втянуть щеки).
А знаете, кто жил в домике? Отгадайте загадку: «Серый, зубастый, по полю рыщет, телят, ягнят ищет. (Волк). Да вот и он сам.
Волк: Где же я теперь буду жить? Бедный я, несчастный.
Воспитатель: Не волнуйся, волк, мы тебе поможем! Но сначала, поиграй с нами! (показывает детям картинку, спрашивает, кто на ней нарисован. Волк на велосипеде, воробей, две вороны.) Чтение стихотворения Г. Сапгира:
«В поле волк – волчище едет на своем велосипеде
Обогнал сегодня он воробья и двух ворон
Только ветер-ветерок обогнать никак не смог.
Вопросы:
-Кто едет в поле? (В поле волк-волчище едет)
-На чем едет волк? (На своем велосипеде)
-Кого обогнал сегодня он? (Воробья и двух ворон)
-Кого не смог перегнать волк (Только ветер-ветерок)
Дети, а какой одинаковый звук в словах: волк, ворон, воробей, велосипед? (звук «В»)
Давайте поиграем. Если вы увидите на картинке волка, то будете произносить звук «В», а если воздушные шарики, то звук «Ф».
Дифференциация звуков «В», «Ф»
Послушайте стихотворение и назовите слова со звуком «В»:
Воробья врачи спасли в вертолет его внесли
Вертолет вертел винтами волновал траву волнами.
А теперь, давайте скажем чистоговорку, сначала громко, а потом тихо.
Ва-Ва-Ва – на дереве сова
Ву-Ву-Ву – вижу я сову
Вы-Вы-Вы – убегаем от совы (показываются соответствующие картинки).
Физкультминутка «Волк и заяц»
(Дети стоят по кругу, руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки)
Раз-два-три-четыре
(Дети поочередно разгибают пальцы, начиная с указательных и кончая мизинцами)
Заяц уши оттопырил
(Дети поднимают согнутые руки к голове, изображая уши)
Вот он серый волк, волк
Он зубами щелк, щелк
(Дети выполняют хлопки перед собой «волк щелкает зубами»)
Зайка, я и ты, и ты
Быстро прячемся в кусты
(Пружинящие полуприседания).
Волк. А у меня тоже есть игра, среди множества картинок найдите те, на которых изображены предметы со звуком «В». (Дети выбирают по одной картинке и называют слова). А теперь скажите, какой это предмет. (Дети называют: виноград сладкий, сочный, круглый; вода прозрачная, чистая, холодная и т. д.)
Воспитатель. Хотите узнать, как выглядит буква «В»? (показ стилизованной картинки, чтение стихотворения)
Видишь, девочка Алена держит трубку телефона
Трубка телефонная – буква «В» огромная
Может слушать и молчать, на вопросы отвечать.
Давайте найдем эту букву среди других. (Дети находят букву среди ранее изученных)
А теперь, давайте наклеим букву «В» из частей. (Дети делают аппликацию).
Воспитатель. Дети, какую букву вы наклеили? (букву «В»). Спасибо, волк, что ты познакомил нас с новой буквой. Не хочешь ли ты остаться с нами и жить в домике с другими животными и поместить свою букву с другими? (Волк соглашается, и дети помещают его вместе с буквой в домик – азбуку).