КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ В ИГРАХ»

«Рука — это вышедший наружу мозг человека»

И. Кант

   Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.

Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Ребенок только родился — и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачек. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. В связи с этим в методике физического воспитания изменилась традиционная последовательность обучения основным видам жизненно необходимых движений (ходьба, бег, прыжки, ползание, бросание, ловля, метание), которые осваивает ребенок. Это хватание, бросание, ловля, метание, затем ползание и лазанье, и только потом — ходьба, бег, прыжки.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки. С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев ребенок поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамиду, игрушки гнезда, матрешку, складывает кубики.

Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривали при этом частушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию.

Пальчиковые игры выполняются в медленном темпе, сначала одной, затем другой рукой, а затем двумя руками вместе. Взрослые следят за правильной постановкой кисти руки ребенка и четкостью переключения с одного движения на другое. Указания должны быть спокойными, доброжелательными, точными.

Во время игр нужно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, настроение, желание. Главное, чтобы пальчиковые игры приносили детям только положительные эмоции. Умелыми пальчики становятся не сразу. Игры, проводимые систематически — в детском саду, дома — с самого раннего возраста помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из пластилина, мастерить подарки своим близким, принося им и себе радость. Итак, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка, отпадут проблемы обучения. В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев».

   Игры с пальчиками

«Ладушки»

Ладушки, ладушки!

Где были? — у бабушки.

Что ели? — Кашку Что пили? — Бражку Кашка жирненькая,

Бражка сладенька

Бабушка добренька

Попили поели

Шу-у-у — полетели

На головку сели,

Сели,посидели,

Прочь улетели.

Воспитатель и дети тихонько хлопают в ладоши в такт словам потешки.

Поднимают руки, машут ими и кладут на голову. На слова «Прочь улетели» разводят руками в стороны и опускают на колени.

    «Про сороку»

Сорока, сорока

Сорока — белобока

Кашу варила,

На порог скакала,

Гостей окликала

Гости на двор

Кашу на стол

Этому не тарелочке Этому на блюдечке Этому в чашечке

Этому в мисочке

А этому ничего не дала Ты дров не таскал

Ты воды не носил

Ты каши не варил

Вот тебе ложечка

Свари сам себе кашку Тут пень, тут колода Тут дрова.

Воспитатель и дети «Варят кашку» вместе — указательным пальцем правой руки делают круговые движения на ладони левой руки.

Загибают по очереди пальцы, начиная с мизинца.

Большой палец загибают.

Обращается к большому.

     Игра с пальчиком

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул Этот пальчик уж заснул.

Остается один большой палец. Воспитатель, обращаясь к нему, говорит:

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

После небольшой паузы, разгибая все пальцы и поднимая вверх руку, весело заканчивает:

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.