Пн-пт: 07:00—17:00
whatsapp telegram vkontakte email

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему «Домашние птицы»

Тема недели «Домашние птицы и их детёныши»

Тема «Домашние птицы и их детёныши»

Ознакомление с окружающим миром 1.Знать и уметь объяснять понятие «домашние птицы».

2.Знать, как называется помещение, где живут домашние птицы. 3.Знать, чем эти птицы питаются. 4.Уметь называть, части тела, чем оно покрыто (различать по внешнему виду разных домашних птиц, их повадки). 5.Знать и уметь объяснять, пользу домашних птиц для человека. 6.Знать, для чего люди разводят домашних птиц. 7.Упражнение «Кто как ричит?» Поиск соответствующего понятия. Гусь – гогочет. Утка – крякает. Курица – кудахчет. Петух – кукарекает. Цыплёнок – пищит. Индюк – балаболит. 8.Упражнение «Назови родителей». Поиск соотетствующего понятия. У цыплёнка – курица, петух. У индюшонка – индюшка, индюк. У утёнка – утка, селезень. У гусёнка – гусыня, гусак. 9.Сооставь рассказ о домашней птице по плану. *Кто это? *Внешний вид. *Где живёт? *Как голос подаёт? *Какую пользу приносит? 10.Игра «Кто лишний?». Выделять лишнее из ряда слов, уметь объяснять почему слово лишнее. Утёнок, гусёнок, котёнок, цыплёнок. Перо, крыло, клюв, утка. 11.Упражнение «Сравни!» Цыплёнок и курица. Курица и петух. 12.Выучить стихотворение «Гусь». Где ладошка? Тут? Тут. На ладошке пруд? Пруд. Палец большой — Это гусь молодой. Указательный поймал, Средний – гуся ощипал, Этот палец нас кормил. Полетел гусь в рот, А оттуда – в живот! Вот!

Развитие речи 1.Расширение словаря. Названия. Утка, селезень, гусь, гусыня, гусёнок, индюк, индюшка, индюшонок, курица, петух, цыплёнок, туловище, хвост, гребёшок, лапки, голова, глаза, шпоры, оперенье, крылья, перепонки, коготки, хохолок, бородка, клюв, дом, человек, зерно, семечки, крошки, птенцы, яйца, мясо, курятник, насест, пуховик, подушка, одеяло. Признаки. Красивый, резвый, задиристый, бойкий, ловкий, смелый, быстрый, воинственный, разноцветный, большой, домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, пушистый, желторотый, пёстрый, рябая, длинный, острый. Действия. Клевать, пить, летать, плавать, кричать, чистить, хлопать, переваливаться, одить, бегать, махать, выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, кукарекать, гоготать, кудахтать, пищать, налетать, шипеть, заботиться. 2.Упражнение «Назови, какой и какая птица?». Поиск определения. Петух – красивый, резвый, задиристый, храбрый, воинственный, разноцветный, большой. По образцу об утке, гусе, курице, цыплёнке. 3.Игра «Один – много». Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Гусь – гуси – много гусей. Утка – утки – уток. Петух – петухи – петухов. Курица – куры – кур. Селезень – селезни – селезней. Гусёнок – гусята – гусят. Утёнок – утята – утят. Индюк – индюки – индюков. Индюшка – индюшки – индюшек. Индюшонок – индюшата – индюшат. 4.Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами в единственном и множественном числе. Петух – петушок – петушки. Зерно – зёрнышко – зёрнышки. Курица – курочка – курочки. Цыплёнок – цыплёночек – цыплятки. Утка – уточка – уточки. Гусь – гусачок (гусёнок) – гусачки (гусята, гусятки). Гусыня – гусынюшка – гусынюшки. Утёнок – утёночек – утятки. Индюшка – индюшечка – индюшечки. Индюшонок – индюшоночек – индюшатки. Яйцо – яичко – яички. Крыло – крылышко – крылышки. 5.Упражнение «Сравни и назови по образцу». Образование сравнительной степени прилагательных. Красивый – красивее. Мягкий – мягче. Твёрдый – твёрже. Длинный – длиннее. Короткий – короче. Добрый – добрее. Злой – злее. Сильный – сильнее. Слабый – слабее. Высокий – выше. Низкий – ниже. Толстый – толще. Тонкий – тоньше. 6.Упражнение «Подбери глаголы». Утка – ходит, плавает, щиплет, крякает, … . По образцу слова. Петух, курица, гусь. 7.Игра «Чей, чья?» Яйцо курицы – куриное яйцо. (Гусиное, утиное, индюшачье.) Клюв утки — утиный клюв (петушиный гребень, гусиные лапы). 8.Игра «Посчитай». Согласование числительного с существительным. Одна утка – две утки – пять уток. По образцу слова. Петух, индюк, гусь, индюшонок. Обучение грамоте 1.Тема «Повторение изученных звуков и букв». 2.Игра «Какую букву я рисую». Взрослый предлагает ребёнку отгадать, какие буквы он рисует в воздухе (В, М, Н, К, А, О, Ы, У). 3.Уметь давать характеристику звукам В, М, Н, К, А, О, Ы, У. 4.Игра «Помоги Незнайке». Из слов убежали согласные звуки. Нужно помочь Незнайке найти их. Слова со звуком Н: со …, ко …, сло …, флако …, … . Слова со звуком М: со…, ко …, ло …, до …, … . Слова со звуком В: …ата, …оды, …анна, …аленки, … . Слова со звуком К: …аша, …оты, …урица, …ошка, … . 5.Работа с предлогами. Взрослый предлагает ребёнку составить предложения с предлогами «У», «К», «НА». 6.Составь слово из букв. Н, М, А (нам). 7.Составление предложения по условно – графической схеме. На столе (доске) схема предложения из 5 слов: под первой полоской стоит предлог «К»; под второй полоской – слово «НАМ», под четвёртой и пятой – картинка «Перелётные птицы». Ребёнок составляет предложение: «К нам прилетели перелётные птицы».

ФЭМП 1.Тема «Угол». 2.Формировать представления о различных видах углов – прямой, острый, тупой. 3.Учить находить углы в предметах окружающей обстановки. 4.Игровое упражнение «Найди углы в окружающей обстановке». 5.Задание «Построй угол из полосок бумаги» (тупой, острый углы). 6.Игровое упражнение «Где спратались углы». Взрослый демонстрирует картинки (иллюстрации) с изображением предметов, в которых чётко видны все виды углов. 7.Вспомнить состав числа 3, 4. Все варианты. 8.Закреплять умение строить отрезки. 9.Учить решать рифмованные задачи. * * *

По дороге два мальчика шли И по два рубля нашли. За ними еще четыре идут. Сколько они найдут? * * *

У Коли и Марины. Четыре мандарина. Из них у брата — три. А сколько у сестры? * * * У домика утром Два зайца сидели И дружно веселую песенку Пели. Один убежал, А второй вслед глядит. Сколько у домика Зайцев сидит? * * * Три голубя белых на крыше сидели. Два голубя снялись и улетели. Ну-ка, скажите мне поскорей, Сколько осталось сидеть голубей?

Значение птиц в уничтожении мышевидных грызунов

Мышевидные грызуны в сельскохозяйственных районах причиняют большой вред зерновым, техническим, огородным и садовым культурам, особенно в годы, когда, количество грызунов велико. В лесных питомниках они повреждают молодые деревья, обгрызая побеги, кору, и растаскивают посеянные семена. Кроме того, грызуны являются носителями ряда болезней, опасных для человека и домашних животных, например, чумы, весенне-летнего клещевого энцефалита, туляремии, пироплазмозов и т. п.

На борьбу с мышевидными грызунами затрачивается много труда и средств, а на птиц — ценных помощников в этой борьбе — пока еще не обращается серьезного внимания. Дневные хищные птицы и совы, например, охотно поедают грызунов, а для менее крупных из этих птиц грызуны являются основным кормом. Количество хищных птиц и сов на гнездовье значительно увеличивается в тех местах, где много грызунов. У некоторых сов, например у болотной, в годы обилия грызунов откладывается больше яиц и выводится больше птенцов; кроме того, птенцы выводятся не один раз, а два и даже три раза в лето. Эта особенность хищников способствует быстрому истреблению грызунов, тем более что хищники при обилии корма не съедают всего зверька, а выклевывают только лакомые части, например, мозг.

Степной орел и могильник, живущие в степи и лесостепи Южного Урала, съедают за день 6—8 сусликов, луни — 10—15 мышей и полевок; пустельга в период выкармливания птенцов уничтожает около 12 грызунов в день; у мохноногого сыча после утренней кормежки мы находили в желудке до 6 полевок; болотные и ушастые совы во время выкармливания птенцов уничтожают в день до 20—30 грызунов.

Непереваримые остатки (шерсть, кости) птицы выплевывают в виде плотных овальных комков-погадок. Сбор таких погадок в местах отдыха птиц дает ценный материал для выяснения роли птиц в истреблении грызунов. Так в 41 погадке ушастой совы были найдены остатки 92 грызунов, в 1120 погадках чайки-хохотуньи на юге Украины — остатки 349 сусликов и 1316 полевок и мышей.

В годы высокой численности грызунов грызунами питаются многие виды птиц; однако хищные птицы в уничтожении мышевидных грызунов играют решающую роль. В 1930 году зоолог М. Д. Зверев производил в Западной Сибири следующий опыт. Он расставлял в степи шесты, на которые хищные птицы садились отдыхать. Одновременно с этим он подсчитывал возле шестов количество нор, занятых полевками, и обнаружил, что через месяц жилых нор оказалось только 9, а до опыта их было 111, значит за это время птицами было уничтожено 92 проц. зверьков.

К сожалению, еще не все охотничьи организации в должной степени осознали роль хищных птиц в борьбе с грызунами. В Челябинской и Курганской областях до сих пор птицы-хищники истребляются, и охотникам выдаются премии за каждую застреленную птицу.

Между тем, просмотр лап убитых птиц показывает, что это главным образом лапы таких полезных птиц, как полевые и степные луни, пустельги, кобчики.

Хищные птицы, за исключением очень немногих, о которых речь будет ниже, заслуживают такой же тщательной охраны, как и мелкие Насекомоядные птицы.

Значение птиц в истреблении насекомых — вредителей сельского хозяйства

На Урале встречается около 300 видов птиц и 215 из них, т. е. большая часть, полностью или частично питаются насекомыми. Трудно даже представить себе, какую огромную массу насекомых уничтожает много-, численная армия птиц. Хотя птицы не могут полностью уничтожить тех или иных вредителей, но зато они значительно снижают их численность и предотвращают возможность повреждения посевов зерновых, технических и садовых культур.

В степных районах Южного Урала изредка появляется азиатская саранча из Казахстана, где она встречается довольно часто. Вслед за саранчой прилетают стаи розовых скворцов и гнездятся многотысячными колониями вблизи мест вывода саранчи. По данным зоолога Р. Н. Мекленбурцева (1935) в Средней Азии каждая большая колония этих птиц за месяц гнездового периода уничтожает не менее 100 тонн саранчи. Члены отрядов по борьбе с вредителями неоднократно наблюдали, как большие стаи только что выведшейся и еще неокрылившейся саранчи бывали уничтожены на 85—90 проц. за один день, в результате 8—10 налетов стай розовых скворцов. В Кустанайских степях при появлении саранчи на поля вылетают кормиться грачи, вороны, сороки, скворцы, воробьи, утки, чайки, крачки, различные кулики, хищные птицы, так что поля бывают сплошь покрыты птицами.

Проволочные черви (личинки жука-щелкуна) сильно вредят сельскому хозяйству Урала и Западной Сибири, подгрызая корневую систему полевых и огородных растений, ослабляя их, а при сильной зараженности приводя к гибели. Истребление проволочных червей затруднено из-за того, что они живут в земле, обычно на корнях растений. Однако грачи и скворцы успешно уничтожают проволочных червей, собирая их во время пахоты. Взрослые жуки-щелкуны охотно поедаются многими птицами: в 10 проц. желудков различных птиц, исследованных нами за 1948 и 1949 гг. на Урале, содержатся именно эти жуки. На самом деле больше чем в 10 проц., так как во многих желудках пища настолько измельчена, что определение состава затруднено.

Ссылка на основную публикацию
Похожее