Занятие в средней группе «В гостях у нашего дерева»

Воспитатель: Малыгина Татьяна Сергеевна

Цель: наблюдение за «нашим деревом».

Образовательные задачи: учить детей отвечать на вопросы, видеть сезонные изменения в природе на примере дерева, видеть необыкновенное в повседневной работе; учить составлять небольшие рассказы.

Развивающие задачи: развивать детскую фантазию, любознательность, творческую активность.

Воспитательные задачи: воспитывать любовь к природе, учить ее беречь и охранять.

Оборудование: ведро с известью, кисть для побелки; коробочка для листьев.

Место и время проведения занятия: групповой участок детского сада, сентябрь месяц.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами пойдем в гости к «нашему дереву». Мы с вами сами его выбрали своим другом, а друзей забывать нельзя. Что мы возьмем с собой? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, мы возьмем с собой хорошее настроение, шутки, смех и стихи, которые мы свами выучили.

Приходят к дереву (Рябине)

Воспитатель: Посмотрите, изменилось ли наше дерево? ( Ответы детей)

Воспитатель: Конечно, изменилось. Оно стало очень красивым, его листья стали красного цвета, но это еще не все. Посмотрите и скажите, где листья изменили свою окраску раньше на нижних ветках или на верхних! (Ответы детей)

Воспитатель: Почему листья, которые наверху дерева желтеют или краснеют позже, чем нижние листья? (Ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Листья, которые растут наверху, моложе  тех которые растут внизу. Сегодня мы свами познакомимся с деревом поближе. Хорошо ли вы знаете «наше дерево»? Давайте, сравним «наше дерево» с человеком.

Вопросы к детям:

1.Похожи деревья на людей?

  1. У человека есть туловище. А что вместо туловища у дерева? (Ствол .)
  2. У человека есть кожа. А что у дерева? (Кора.)
  3. У человека есть руки. А у дерева что? (Ветки.)
  4. У человека есть ноги. А у дерева что? (Корни.)
  5. Для чего человеку туловище? Для чего дереву ствол?
  6. Для чего человеку кожа? Для чего дереву кора?
  7. Для чего человеку руки? Для чего дереву ветки, листья?
  8. Для чего человеку ноги? Для чего дереву корни?

Воспитатель. Вот видите, как много у нас общего с деревьями. А главное, человек рождается, растет и стареет. И дерево тоже рождается, растет и стареет. И человек, и дерево — живые существа.

Сочинение рассказов.

Воспитатель. Вам нравится «наше дерево». А  как вы думаете, мы нравимся «нашему дереву»?

Представьте себе, что вы дерево. Опишите словами, что вы сейчас видите (дети сочиняют небольшие рассказы)

Воспитатель. У вас есть знакомые и друзья. Расскажите, кто ваши друзья? (ответы детей)

Воспитатель. И у «нашего дерева» тоже есть друзья. Посмотрите по сторонам, и вы их увидите.

Дети  смотрят по сторонам и называют деревья, которые стоят рядом с рябиной.

Воспитатель. Скажите, а соседи и друзья «нашего дерева» тоже изменились или остались такими, какими они были летом? (ответы детей)

Воспитатель. Значит, к зиме готовится не только наша рябина, но и другие деревья. Посмотрите, я сегодня пришла не с пустыми руками. Я принесла с собой ведерко с белой жидкостью и большую кисть. Кто мне скажет, для чего я это взяла? (ответы детей) Правильно. Это известь. Ею необходимо побелить ствол дерева, чтобы вредные насекомые не забирались под кору  и не беспокоили его. (Воспитатель белит ствол, дети помогают)

Воспитатель. Мы побелили ствол «нашего дерева». Как вы думаете, надо ли побелить стволы соседних деревьев? Да.

Побелка деревьев.

Игра «Угадай по листьям дерево».

Воспитатель. Вы хорошо поработали, теперь можно и отдохнуть. Хотите поиграть вместе с рябиной? Она приготовила для нас игру «Угадай по листьям дерево?», но для этой игры надо собрать листья.

Дети собирают листья и называют:

У березы листья березовые, у тополя листья тополиные, у осины листья осиновые, у липы листья липовые, у клена листья кленовые, у дуба листья дубовые (Дети играют)

Воспитатель.  Вы рассказали, какие деревья являются соседями «нашего дерева». А как вы думаете, кто еще живет рядом с ним? (ответы детей)

Воспитатель. Да, соседями «нашего дерева»  являются кошки, собаки, птицы и насекомые. И мы с вами тоже соседи дерева. Всех ли соседей можно назвать друзьями дерева?

Почему не всех? Кто не является другом «нашего дерева» (Ответы детей.)

Воспитатель. Правильно, вредные насекомые, которые объедают  листья деревьев, портят кору – это не друзья, а враги нашего дерева.

Есть и такие люди, которые срывают с дерева ветки, листья, портят кору — их тоже нельзя назвать друзьями дерева.

Сегодня дома нарисуйте друзей «нашего дерева». А сейчас нам пора возвращаться  в группу.

Всем спасибо.

Литература:

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  2. Дошкольная педагогика №3/апрель 2007 г.
  3. Корнилова В.М. «Экологическое окно в детском саду», М.:, 2008.
  4. Журнал «Обруч» №5, 2005 г.