Воспитатель: Аюева Ирина Ивановна
В современном обществе, где изменилась, а точнее сказать стала отсутствовать идеология, понятие патриотизма претерпело некоторые изменения. Кого же сейчас мы можем назвать патриотом своей страны? И как заложить в ребенке основы воспитания, чтобы в дальнейшем будущий гражданин страны вырос человеком, который бы по настоящему мог быть полезным обществу, знал его героев, историю и культуру в первую очередь места, где он родился и проживает, знать особенности своей малой родины. Интересоваться культурой народов населяющих огромную страну Россию.
Цель: познакомить детей с историей образования родного города, его уникальности развития, архитектурных особенностях, географическом и историческом месте расположения. Воспитывать любовь к малой родине, родному городу, уважение к людям труда, интерес к архитектуре как виду искусства, историческим событиям, произошедшим в родном городе за период развития и восстановления после Великой Отечественной войны.
Воспитательные задачи:
— воспитывать у детей чувство патриотизма и сопричастности ко всему, что происходит, в городе крае;
— воспитывать уважение к людям, которые прилагают немало труда для процветания и благоустройства городов и поселков, в которых проживают.
Развивающие задачи:
— развивать творческие способности дошкольников посредством приобщения к практической, игровой деятельности на занятии;
— развивать эстетические чувства у детей, к историческим архитектурным памятникам родного города;
— развивать речь, внимание, мышление.
В своей практике при работе с детьми я использую различные методы и приемы в развитии основ патриотизма. Это и тематические занятия, и чтение, как художественной литературы, так и научной, просмотры мультипликационных и художественных тематических фильмов, праздники. Это является последствием участия детей в разнообразных конкурсах, выставках, исследовательских работах. Одним из методов работы разработанным мною является проект «Город, в котором я живу».
Начиная знакомить детей с историей основания родного города, было изучено много интересного материала об историческом прошлом Кавказа как региона. Дети совместно с родителями находили материал о народах и племенах, которые здесь проживали в далеком прошлом. Они с увлечением узнавали о своих предках, которые попали на Кавказ из других земель. Дети с удивлением обнаружили, что их родной город носит название столицы древнего армянского царства.
Работа над проектом позволила расширить не только знания детей о своей малой родине, но и на должном уровне развить познавательную и исследовательскую деятельность дошкольников.
Проект знакомит детей с историей образования города, с его месторасположением, историческим значением образования, дает возможность узнать о народах населяющих родной город, их национальной культуре. Также особенностью работы с детьми старшего дошкольного возраста, является знакомство с историей архитектуры, интересных постройках, памятниках, людях прославивших город своими делами. Дети с удовольствием воспринимают информацию о прошлом города, узнают здания на фотографиях, с интересом рассуждают о том, что находилось в них в прошлом. Просмотр военных хроник, вызывает эмоции сопереживания.
Наблюдая современный город, у детей зарождается чувство благодарности людям труда, которые подняли из руин их любимый, самый лучший и родной город на свете. Очень интересно было привлекать к работе родителей. Они с интересом и большим удовольствием находили информацию о городе, различных исторических событиях, памятниках. Они находили информацию, не только используя ресурсы интернета, но и вместе с детьми посещали библиотеки, обращались за помощью к старшему поколению. Такая совместная деятельность с родителями, не только расширяет кругозор детей, но и сплачивает родителей в данной совместной деятельности.
Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту того места, в котором они живут – это красота природы, зданий, некоторых элементов их декоративного убранства, скульптура. Знакомясь с историей развития родной страны, у детей появляется интерес к образованию и историческому развитию родного города. Архитектурные элементы в оформлении построек родного города, дети могут связать с их функцией (когда и для чего было построено здание, что в нем находилось раньше и что находится сейчас). Во время экскурсий дети сравнивали современные здания с фотографиями построек разных лет. Развивая познавательную деятельность в данном направлении, у детей появилась потребность отразить впечатления образов архитектуры и скульптуры в рисунках, играх, сочинении рассказов.
Во время бесед с детьми о благоустройстве родного города, о людях которые проявляют заботу о его благосостоянии, преследую цель воспитать уважение, как к людям труда, так и бережном отношении всему, что их окружает. Дети начинают понимать, что состояние родного города зависит от отношения к нему жителей. Дошкольники сами с помощью взрослых участвуют в городских мероприятиях, праздниках.
Малая родина, как и родной город, хранит память о своих гражданах, которые прославили его своим трудом, подвигами во время войны. Город гордится их победами, празднует, хранит свои обычаи и традиции. Экскурсии к мемориалу воинской славы, учат детей помнить и чтить подвиг народа в Великой Отечественной войне. Беседы с людьми, которые пережили войну, вызвали у дошкольников большой эмоциональный отклик. Дети с большим старанием изготавливали открытки и вручали их ветеранам и возлагали их к памятнику
Успешное приобщение дошкольников старшего возраста к знаниям о родном городе, крае, обеспечивается активной познавательной, игровой и художественной деятельностью ребенка. Немаловажным фактором в работе является использование форм и методов, вызывающих развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу. В осуществлении познавательной деятельности я использую: чтение исторической, художественной, научной литературы согласно возрасту детей, рассматривание альбомов о родном городе, слайдов, презентаций, экскурсии в музеи, автобусные и пешие прогулки, для осматривания достопримечательностей и архитектуры города.
Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере, с пониманием актуальности проблемы. Но, пропуская их через свое детское восприятие, мышление, дети дошкольного возраста получают важные ориентиры на гражданственность, патриотизм, умение жить и общаться с разными людьми. Дошкольники начинают усваивать, что Родина у человека одна и станет она краше, богаче, сильной и независимой, когда все, в том числе и они, приложат усилия к становлению ее могущества и непоколебимости. Дети начинают понимать, что им необходимо многому учиться, чтобы внести вклад в развитие города, в котором они живут, где будут учиться и работать. Начиная познавать свою малую Родину, дошкольники постепенно усваивают понимание своей принадлежности к большой Родине – России. Быть гражданином Российской Федерации, значит, быть достойным сыном или дочерью великого государства, высоко нести его знамя и быть в ответе за его стабильность и благополучие.
Список литературы:
- Гончарова А.Н., Гончаров В.И. Армавир, 1983 г.
- Корнакова Н.В. «Край наш кубанский: природа, история, хозяйство, города Краснодарского края» учебное пособие — Ростов-на-Дону. «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2013.
- Ктиторов С. Н. История Армавира, — Армавир, 2002.
- Ктиторов С.Н. «Лики старого Армавира».
- Павлюченков В. Армавир «Вековые традиции добрососедства», 2013 г.