ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА – ЭФФЕКТИВНАЯ ПРОФИЛАКТИКА СНИЖЕНИЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ДЕТЕЙ

Дыхательные упражнения занимают особое место в оздоровительной работе с детьми.

При выполнении физических упражнений организму необходимо больше кислорода. Это возможно только при увеличении дыхательных циклов в минуту и увеличении глубины дыхания.

Для ослабленных детей правильное дыхание является залогом оздоровления. Правильное дыхание стимулирует работу сердечно-сосудистой, нервной системы, головного мозга, способствует умению управлять своим поведением. Процессом дыхания можно научиться управлять.

 

   Значение дыхательных упражнений

 

Дыхание носом способствует очищению, увлажнению, согреванию воздуха в носовых ходах. Выдыхаемый через нос воздух согревает и увлажняет носовые ходы, предохраняет от сухости, переохлаждения и инфицирования.

Восстановление правильного дыхания через нос способствует улучшению местного кровообращения, препятствует разрастанию аденоидов.

Носовое дыхание с ритмичным и полным выдохом способствует расслаблению дыхательных мышц и рефлекторно расслаблению гладкой мускулатуры бронхов.

Носовое дыхание (также рефлекторное) способствует регуляции мозгового кровообращения.

Нормализация прикуса и формирование правильной осанки улучшают функционирование органов дыхания.

 

      Основные правила выполнения дыхательных упражнений

 

  • Выполнять дыхательные упражнения только на фоне положительных эмоций, с удовольствием (так как они сами по себе несут оздоровительный эффект).
  • Концентрация на их выполнении усиливает эффективность дыхательных упражнений.
  • Темп выполнения — медленный,  что позволит обогатить организм кислородом.
  • Вдох выполняется всегда только носом.
  • Упражнения выполнять легко, без усилий и напряжения.
  • Фаза выдоха должна быть длиннее фазы вдоха (в 1,5 – 2раза).
  • Дыхательные упражнения  выполняются только в хорошо проветренном помещении или на свежем воздухе.
  • Хорошо потянитесь всем телом перед выполнением дыхательных упражнений.
  • Любое дыхательное упражнение начинайте с энергичного выдоха, он должен быть в 2 раза продолжительнее вдоха.
  • Дыхательные упражнения проводятся 2-3 раза в день: утром и вечером.
  • Основные позы дыхательной гимнастики: встать прямо, поставить ноги чуть уже плеч,  стопы – параллельно; найти удобное положение головы и туловища; руки вдоль туловища  или левая рука – на нижней части живота, а правая – сбоку обхватывает грудную клетку, приблизительно на уровне локтя (для контроля за дыханием).

 

Каждое  дыхательное упражнение состоит из шести последовательных этапов:

  • принять позу и зафиксировать её;
  • расслабиться;
  • сосредоточиться на выполнении предстоящего упражнения, обдумать его основные элементы;
  • сделать выдох;
  • выполнить дыхательное упражнение;
  • сменить позу; отдохнуть после упражнения.

Дыхательные упражнения по методике Б.С.Толкачёва рекомендуются часто болеющим детям. В течении дня выполняются 2-3 раза упражнения с озвученным выдохом или звуковые дыхательные упражнения (звуки «р», «п-ф-ф-ф», «тик-так» и др.).

Упражнения на развитие дыхания по методике А.Н.Стрельниковой рекомендуются детям с частыми заболеваниями верхних дыхательных путей. Выполнение этих упражнений проводится по следующим правилам:

  • активный короткий вдох носом;
  • вдох выполняется одновременно с движением;
  • вдохи-движения выполняются в темпе марша;
  • выдох должен уходить после каждого вдоха самостоятельно через рот;
  • мысленно про себя считать  (счёт по данной методике по 8, а не по 5 или 10, как в традиционной);
  • дыхательная гимнастика и упражнения для коррекции осанки проводятся в спокойном темпе, общеразвивающие упражнения — в умеренном или темпе марша.

В младшем и среднем возрасте дыхательные и звуковые упражнения  сочетаются с общеразвивающими упражнениями для рук и плечевого пояса, туловища,  имитационного, образно-подражательного характера.

Обучение дыхательным упражнениям при  лор-заболеваниях проводится поэтапно.

1-й этап – выработка брюшного дыхания (лучше – в положении лёжа).

И.п: одна рука лежит на животе, другая – на грудной клетке. Вдох — животом пытаемся вытолкнуть руку вверх, выдох – втягиваем живот, надавливаем рукой на живот.

2-й этап – после того, как хорошо научились дышать животом.

И.п.: то же. Выдох на счёт «раз, два, три, четыре». Постепенно выдох удлиняется до счёта 8. Игровой приём: взрослый говорит медленно: «Мы… надуваем… воздушные… шары: красный… синий… зелёный…»

3-й этап – вдох выполняется на счёт «раз, два, три, четыре», выдох – на счёт от 5 до 8.

4-й этап – вдох – выдох. На выдохе закрывается одна ноздря, затем – другая. Можно подуть на что-то носом.

5-й  этап – поколачивание пальцами то по одной ноздре, то по другой.

6-й этап – ввинчивающие движения пальцев по боковым поверхностям носа. После освоения всех движений дыхательную гимнастику можно проводить в комплексе.

Упражнения дыхательной гимнастики для детей

 

«Часики». И.п. – стойка ноги врозь. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «Тик – так» на выдохе (10 – 12 раз).

«Трубач» — И.п. — сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный вздох с громким произношением звука «п-ф-ф-ф» 4-5 раз.

 «Петух» – встать прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны, а затем хлопать ими по бедрам. Выдыхая произносить  «ку-ка-ре-ку» 5-6 раз.

 «Каша кипит» – сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь – вдох, опуская грудь и расслабляя     живот –  выдох. При     выдохе   громкое      произношение     звука «ш-ш-ш».

 «Паровоз» – ходить по комнате, делая попеременные движения руками и приговаривая «чух-чух-чух». Повторять в течении 20-30 секунд.

 «На турнике» – стоя, ноги вместе, гимнастическую палку держать в обеих руках перед собой. Поднять палку вверх, подняться на носках – вдох, палку опустить назад на лопатки – длинный выдох с произношением     звука «ф-ф-ф» 3- 4 раза.

«Насос» – встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох, затем наклон туловища в сторону. Выдох, руки скользят, при этом громко произносить  «с-с-с-с»! Выпрямление – вдох, наклон в другую сторону  6 – 8 раз.

«Регулировщик» – стоя, ноги расставлены на ширину плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением     звука «р-р-р» 4 –5 раз.

 «Летят мячи» — стоя, руки с мячом подняты вверх. Бросить мяч от груди вперед. Произнести при выдохе длительное «у-х-х-х» 5 – 6 раз.

 «Вырасти большой» — встать прямо ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо подтянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. Произнести «у-х-х-х» 4 –5 раз.

«Лыжник» – имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «м-м-м» 1,5 – 2 минуты.

 «Гуси летят» – медленная ходьба по залу. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох – опускать вниз с произношением длительного      звука «г-у-у-у» 1 –2 минуты.