Наш край имеет богатое историческое прошлое.
Армавир – один из крупных административных центров Кубани, город краевого подчинения, город-труженик. В 2015 году отметил 176 год со дня своего Основания. Соприкосновение с его историей, творческое осмысление и использование в патриотическом воспитании — дело каждого педагога.
Поставив своей целью воспитать у детей любовь к родному городу, мы, прежде всего сами стали, более глубоко изучать его историю: посещали музей — краеведческий, памятные места. Подобрали соответствующую краеведческую, а также детскую художественную литературу, отражающую быт, культуру, традиции края. Составили перспективный план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе групп с родным городом. В плане старались предусмотреть преемственность знаний, взаимосвязь между занятиями, работу вне занятий, работу с родителями. Определили методы руководства наблюдениями.
Формирование представлений о родном городе — часть темы «Родная страна». Чтобы впечатления детей не были разрозненными, тему «Родной город» стремились представить в тесной взаимосвязи с темами «Защитники земли русской», «Строительство», «Транспортные средства».
На занятиях в повседневной жизни использовали разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его улицах, площадях, скверах и парках являются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения.
Еще в средней группе дошкольники познакомились с близлежащими зданиями, с различными видами транспорта, научились соблюдать правила поведения на улице. Поэтому организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в старшей группе не вызывали затруднений.
В первом квартале учебного года мы планировали и проводили экскурсии, целевые прогулки, наблюдения на темы «Наша улица», «Транспортные средства», «Наш город растет и строится», «Наш город — часть большой страны», «Аллея героев». В парке, расположенном рядом с детским садом, есть аллея Дружбы, памятник известному поэту А.С. Пушкину.
Проводя целевые прогулки по улицам предпраздничного города, обращали внимание детей на то, как люди готовятся встретить праздник Великой Победы, рассматривали украшенные флагами и транспарантами здания, любовались иллюминацией.
В сентябре вместе со всеми армавирцами отмечаем день рождения родного города, а в феврале день Защитника Отечества: проводим экскурсии и прогулки к памятникам боевой славы, приглашаем в группы ветеранов войны и труда. На занятиях и в свободное время читаем детям книги, показываем мультимедийные презентации о советских воинах, отстоявших в суровые годы войны нашу Родину:
Побывали с детьми в городе у Вечного огня, у памятника защитникам Отечества. Это место свято для всех армавирцев. Здесь в любое время года лежат букеты и венки из живых цветов. Дети с глубоким волнением наблюдали смену почетного караула. Познавая героическое прошлое своего народа, дети чувствовали свою сопричастность к святыням Родины, в их сознании зрело убеждение: «Для каждого советского человека самое дорогое в мире честь, свобода, независимость, слава Отечества» (В. Сухомлинский).
Проводя экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, мы помогали дошкольникам понять увиденное, старались вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремились развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.
В своей работе использовали вводные и установочные беседы, вопросы, сравнения.
Словесные методы ознакомления с городом: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы – сочетали с наглядными: рассматривание фотографий; открыток об Армавире, картин и иллюстраций в книгах, демонстрация кинофильмов о родном городе. Это давало возможность уточнять, расширять, систематизировать представления детей.
О прошлом Армавира дети могут узнать только из книг, бесед, Интернет-браузеров, посещений краеведческого музея. Поэтому мы советовали детям чаще бывать вместе с родителями в краеведческом музее. Предварительно рассматривали с ними открытки, мультимедийные презентации, говорили, на что надо обратить внимание.
В соответствии с программой, дошкольникам рекомендуется рассказывать о знаменитых людях, прославивших свой город.
При участии работников городской библиотеки мы провели беседу о творчестве наших поэтов-земляков, показали, сколько книг написано ими, рассказали, что эти книги любят и читают взрослые и дети.
Наш край богат талантами: писатель — Дангулов Савва Артемьевич, прозаик — Симонов Константин Михайлович, композиторы — Шостакович Дмитрий Дмитриевич, Пономаренко Григорий Федорович, актер-кинорежиссер — Бондарчук Сергей Федорович, киноактриса — Мордюкова Нона Викторовна и другие.
Мы считаем, что обо всем этом должны знать дети, чтобы ценить и гордиться тем, что создано нашими земляками.
После бесед и наблюдений дети рисуют на темы: «Люблю тебя, мой Армавир родной», «Люблю березку русскую», изображая природу в любимое ими время года.
К рисункам они составляют рассказы, передавая в них свои чувства и настроение.
В конце года в подготовительной к школе группе мы провели конкурс на лучший рисунок и рассказ о родной природе, о родном городе, организовали выставку поделок, выполненных детьми совместно с родителями.
Полученные знания о своем городе возбудили интерес детей, объединили их в каких-то увлечениях. Так, например, многие ребята стали коллекционировать значки, открытки с видами Армавира. Во время строительных игр дети возводили из песка башни древнего города — крепости, окружали свои постройки рвами, валами. Появился интерес к стихам великих земляков. Основная работа в подготовительной к школе группе проводилась в форме литературных и музыкальных вечеров, викторин. Завершающим был тематический вечер «Армавир — город мой любимый»,
Большую помощь по ознакомлению детей с родным городом нам оказали родители. Они помогали организовывать и проводить экскурсии, связанные с поездками по Армавиру, приняли активное участие в оформлении уголка, посвященного родному городу. Здесь находятся книги и альбомы со значками и открытками, макет города Армавира, куклы в народном Кубанском костюме, рисунки и поделки детей.
У Армавира славное прошлое, светлое настоящее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного города, края, но и стремились в будущем приумножить его славу.
Л. Г. Григорян, старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 55, г. Армавир