СТАТЬЯ «ЗНАКОМИМ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ»

Наш край имеет богатое историческое прошлое.

Армавир – один из крупных административных центров Кубани, город краевого подчинения, город-труженик. В 2015 году отметил 176 год  со дня своего Основания. Со­прикосновение с его историей, творческое осмысление и использование в патриотическом воспитании — дело каждого педагога.

Поставив своей целью воспитать у детей лю­бовь к родному городу, мы, прежде всего сами стали, более глубоко изучать его историю: посе­щали музей — краеведческий, памятные места. Подобрали соответст­вующую краеведческую, а также детскую художественную литературу, отражающую быт, куль­туру, традиции края. Составили перспективный план работы по ознакомлению детей старшей и подготовительной к школе групп с родным горо­дом. В плане старались предусмотреть преемст­венность знаний, взаимосвязь между занятиями, работу вне занятий, работу с родителями. Опре­делили методы руководства наблюдениями.

Формирование представлений о родном горо­де — часть темы «Родная страна». Чтобы впечатления детей не были разрозненными, тему «Родной город» стремились представить в тесной взаимосвязи с темами «Защитники земли русской», «Строительство», «Транспортные сред­ства».

На занятиях в повседневной жизни исполь­зовали разнообразные методы и приемы работы. Наилучшим способом накопления у детей первичных представлений о родном городе, его ули­цах, площадях, скверах и парках  являются экс­курсии, целевые прогулки, наблюдения.

Еще в средней группе дошкольники познако­мились с близлежащими зданиями, с различны­ми видами транспорта, научились соблюдать правила поведения на улице. Поэтому организация и проведение экскурсий и целевых прогулок в старшей группе не вызывали затруднений.

В первом квартале учебного года мы планиро­вали и проводили экскурсии, целевые прогулки, наблюдения на темы «Наша улица», «Транспорт­ные средства», «Наш город растет и строится», «Наш город — часть большой страны», «Аллея героев». В парке, расположенном рядом с дет­ским садом, есть аллея Дружбы, памятник известному поэту А.С. Пушкину.

Проводя целевые прогулки по улицам пред­праздничного города, обращали внимание детей на то, как люди готовятся встретить праздник Великой Победы, рассматривали украшенные флагами и транспарантами здания, любовались иллюминацией.

В сентябре вместе со всеми армавирцами отме­чаем день рождения родного города, а в феврале ­день Защитника Отечества: проводим экскурсии и прогулки к памятникам боевой славы, пригла­шаем в группы ветеранов войны и труда. На за­нятиях и в свободное время читаем детям книги, показываем мультимедийные презентации о советских воинах, отстоявших в суровые  годы войны нашу Родину:

Побывали с детьми в городе у Вечного огня, у памятника защитникам Отечества. Это место свято для всех армавирцев. Здесь в любое время года лежат бу­кеты и венки из живых цветов. Дети с глубоким волнением наблюдали смену почетного караула. Познавая героическое прошлое своего народа, дети чувствовали свою сопричастность к святыням Родины, в их сознании зрело убежде­ние: «Для каждого советского человека самое дорогое в мире честь, свобода, независимость, слава Отечества» (В. Сухомлинский).

Проводя экскурсии, целевые прогулки, наблю­дения, мы помогали дошкольникам понять увиденное, старались вызвать интерес, эмоциональное отношение, стремились развивать логическое мышление и грамматически правильную речь.

В своей работе использовали вводные и установочные беседы, вопросы, сравнения.

Словесные методы ознакомления с городом: рассказ воспитателя, чтение художественных произведений, беседы – сочетали с наглядными: рассматривание фотографий; открыток об Армавире, картин и иллюстраций в книгах, демонстрация кинофильмов о родном городе. Это давало возможность уточнять, расширять, систематизировать представления детей.

О прошлом Армавира дети могут узнать только из книг, бесед, Интернет-браузеров, посещений краеведческого му­зея. Поэтому мы советовали де­тям чаще бывать вместе с родителями в краеведческом музее. Предварительно рассматривали с ними открыт­ки, мультимедийные презентации, говорили, на что надо обратить внимание.

В соответствии с программой, дошкольникам рекомендуется рассказывать о знаменитых лю­дях, прославивших свой город.

При участии работников городской биб­лиотеки мы провели беседу о творчестве наших поэтов-земляков, показали, сколько книг напи­сано ими, рассказали, что эти книги любят и чи­тают взрослые и дети.

Наш край богат талантами: писатель — Дангулов Савва Артемьевич, прозаик — Симонов Константин Михайлович, композиторы — Шостакович Дмитрий Дмитриевич, Пономаренко Григорий Федорович, актер-кинорежиссер — Бондарчук Сергей Федорович, киноактриса — Мордюкова Нона Викторовна и другие.

Мы считаем, что обо всем этом должны знать дети, чтобы ценить и гордиться тем, что создано нашими земляками.

После бесед и наблюдений дети рисуют на те­мы: «Люблю тебя, мой Армавир родной», «Люблю берез­ку русскую», изображая природу в любимое ими время года.

К рисункам они составляют расска­зы, передавая в них свои чувства и настроение.

В конце года в подготовительной к школе группе мы провели конкурс на лучший рисунок и рассказ о родной природе, о родном городе, организовали выставку поделок, выполненных детьми совместно с родителями.

Полученные знания о своем городе возбудили интерес детей, объединили их в каких-то увлече­ниях. Так, например, многие ребята стали кол­лекционировать значки, открытки с видами Армавира. Во время строительных игр дети воз­водили из песка башни древнего города — кре­пости, окружали свои постройки рвами, валами. Появился интерес к стихам великих земляков. Основная работа в подготовительной к школе группе проводилась в форме литератур­ных и музыкальных вечеров, викторин. Завершающим был тематический вечер «Армавир — город мой любимый»,

Большую помощь по ознакомлению детей с родным городом нам оказали родители. Они по­могали организовывать и проводить экскурсии, связанные с поездками по Армавиру, приняли активное участие в оформлении уголка, посвя­щенного родному городу. Здесь находятся книги и альбомы со значками и открытками, макет го­рода Армавира, куклы в народном Кубанском костюме, рисунки и поделки детей.

У Армавира славное прошлое, светлое настоя­щее и большое будущее. И наша задача сделать все, чтобы дети не только знали, умели ценить историю родного города, края, но и стремились в будущем приумножить его славу.

       Л. Г. Григорян, старший воспитатель МБДОУ центра развития ребенка – детского сада № 55, г. Армавир