КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: « РОЛЬ КНИГИ В ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКА»

Воспитатель, Кондратова Светлана Леонтьевна

Главная ценность дошкольного возраста — высокая эмоциональная отзывчивость на художественное слово, способность сопереживать, с волнением следить за развитием сюжета, ждать счастливой развязки, поэтому мы и говорим о возможности и необходимости формирования мировоззрения у ребенка с помощью книги.

Книга играет важную роль в эстетическом, экологическом, нравственном воспитании детей.     Первый этап просвещения детей – чтение в семье  сказок, рассказов. Затем  книги  экологического направления о растениях, животных, птицах и др. И, наконец, речевое творчество: сочинение стихов, рассказов, загадок. В результате дети начинают взаимодействовать с окружающим миром, чувствовать себя личностью, готовой к активной, сознательной и созидательной деятельности.

   На что Вы, родители, обращаете внимание при покупке книги? Чем старше ребенок, тем многограннее становится круг его чтения. Задача родителей – постараться  расширить детский кругозор, подбирая разнообразные книги. А чтобы малыш учился ориентироваться в мире печатного слова, отправляйтесь в книжный магазин вместе

Важно! Увидев в магазине новую красочную книгу с забавными  картинками, не поленитесь сначала прочесть текст. Оцените  качество стихов, смысл рассказов. Постарайтесь представить,  как книга будет воспринята ребенком. Не напугает ли? Не будет ли скучной или слишком сложной? Все нормально – покупайте. Ваша цель – меняя книжки в зависимости от ситуации, приучить ребенка к тому, что книга всегда рядом и с ней всегда интересно.

   Совет! Любую книжку, когда ее изучит ребенок, полезно на время спрятать подальше. Когда через месяц вы дадите ее ребенку снова, он будет играть с возродившимся интересом, а может, найдет в ней много нового и интересного, чего раньше не замечал.Если ребенок научился читать, необходимо ли совместное общение взрослых и детей с книгойС какой целью?   

Даже когда ребёнок научится читать сам, не прекращайте практику совместного чтения. Взрослый может читать гораздо более эмоционально, создавая у ребёнка живые представления о написанном, и к тому же должен объяснять малышу непонятные моменты и общий смысл. Для того чтобы стихотворения, сказки или рассказы воспринимались ребенком с интересом и их эстетическое, нравственное, экологическое воздействие было максимальным, необходимо пользоваться разнообразными выразительными средствами художественного чтения: интонацией, мимикой, жестами, но при этом нужно соблюдать  чувство  меры.  Задача приобщения ребенка к красоте природы заключается через восприятие ребенком  изображения в книгах  растений, животных и других представителей природного мира. А главное — такое чтение очень сплачивает  в экологическом  просвещении,  как взрослых, так и детей.

Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей и поэтов, как      В. Бианки, М. Пришвина, А.Куприна,  Д. Мамина- Сибиряка, К.Ушинского, К. Паустовского, П. Бажова, Н.Сладкова,                    К. Чуковского,      С. Маршака,  С. Михалкова , А. Блока,              С. Городецкого,  Н. Некрасова ,Н.Заболоцкого и др.

Основным приемом художественной  литературы  является одушевление животных и растений, поскольку этот прием соответствует мыслительной деятельности детей, другое требование – наличие иллюстраций. Экологические сказки многих писателей позволяют сформировать представления о связях,  существующих в  природе,  знакомят детей с взаимоотношениями,  которые существует в растительном  и животном мире. Стихи о природе формируют у детей эстетические чувства, умение видеть красоту природы. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного, потому им очень хочется научиться читать, а пока не научились – слушать чтение старших.

Но у художественных произведений сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьезной книги.

   Находясь в электронном мире, дети научились обходиться без нас, взрослых. И это еще одна проблема, которую мы стараемся не только не замечать, но, и поощряем,  приветствуем такие взаимоотношения. Ведь они освобождают нас от  постоянных «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…?».Сейчас весь мир озабочен тем, как вернуть книгу в руки ребенка, как сделать компьютер союзником книг, помощником читателя.    И наша с Вами задача, не оставаться в стороне от этой проблемы. Так давайте же научим наших детей уважать и понимать книгу!

4. Предложить родителям памятку: « Как  правильно знакомить детей с книгой».

ПАМЯТКА

«Как правильно знакомить детей с книгой»

При знакомстве с книгой, чтобы дети накапливали не только сведения о героях,  событиях, явлениях природы,  но и учились связывать содержание книги с ее оформлением и наоборот, непременно следует, сразу же после чтения рассматривать с детьми каждую прочитанную книгу по всем правилам:

— сначала мама «глаза в глаза» читает ребенку текст и не показывает картинок;

— дальше вместе рассматриваем обложку, затем медленно перелистываем страницы;

— рассмотрев картинки, задаем ребенку вопросы к ним, выясняя, понял ли он, о чем идет речь, или что-то ему не ясно;

— обдумываем, что изображено на обложке, разграничиваем иллюстрации и надписи;

— демонстрируем порядок чтения надписей сверху вниз, выделяем среди надписей на обложке фамилию автора и заглавие книги;

— соотносим фамилию автора с личным читательским опытом ребенка, а заглавие книги – с рисунком на обложке;

— объясняем то, что ребенок не понял, и читаем текст еще раз;

— следует выразительно, правильно расставлять акценты-ударения,  если сходу делать это вам трудно, предварительно потренируйтесь