ЭЛЕМЕНТЫ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО САМОМАССАЖА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ

Инструктор по физической культуре
Хацкевич Ирина Геннадьевна

Массаж рук
Цель: воздействовать через биоактив­ные точки пальцев на внутренние органы, вызвать ощущение легкости, радости.
  1. «Мыть» кисти рук, активно тереть ла­дошки до ощущения сильного тепла.
  2. Вытягивать каждый пальчик, надав­ливать на него.
  3. Фалангами пальцев одной руки тереть по ногтям другой, как по стиральной доске.
    4. Растирать «мочалкой» всю руку до плеча, с силой нажимать на мышцы плеча и предплечья; «смывать водичкой мыло»: од­ной рукой вести вверх, затем ладошкой —  вниз и «стряхнуть воду».
Игра «Солнечные зайчики»
 Дети встряхивают расслабленными кис­тями рук сверху вниз, словно брызгая во­дой, друг на друга. Представляют, как ка­пельки воды, будто солнечные зайчики, блестят на солнце. Какого они цвета? Куда летят брызги? Мысленно дети строят раду­гу из капелек, любуются их цветом и блес­ком. Тянут ладошки к солнышку, представ­ляя, как добрая сила греет их.
Игра «Птичка»
  1. Руки сложены ладошками перед грудью. «Птичка в клетке бьется, пытаясь освобо­диться»: руки напряжены и с усилием дви­гаются то влево, то вправо.
  2. «Птичка вырвалась на свободу»: тело в расслабленном состоянии, обе руки под­нимать и, разъединив их «в свободном па­рении», опускать.
  3. Манипуляция руками в свободном па­рении — в зависимости от фантазии каждо­го ребенка.
Массаж ушных раковин
Цель: вызвать образ любимой игрушки и в процессе игры воздействовать на слухо­вой аппарат и активные точки кишечника, которые находятся на ушных раковинах.
Ребенок, сидя по-турецки, «лепит» уш­ки для Чебурашки или для доброго, мило­го слона:
1) поглаживает раковины по краям, затем по бороздам внутри, за ушами;
2) ласково оттягивает ушные рако­вины вверх, вниз, в стороны (по пять-шесть раз);
3) сдавливает мочки ушей (как будто «вешает красивы сережки»);
4) лепит ушки изнутри (пальцами внутри раковины делает семь-восемь вращательных движений  сначала по часовой, затем против часовой стрелки – ушки будут чистыми и всеслышашими);
5) с усилием «примазывает глину» вокруг ушных рако­вин – проверяет прочность заглаживает поверхность вокруг  ушных раковин на рас­стоянии 1-1,5 см
Массаж головы
Цель: воздействовать на активные точки на голове, которые улучшают ток крови.
  1. Сильным нажатием пальцев ребенок   имитирует мытье головы.
  2. Пальцами, словно граблями, ведет от затылка, висков, лба к середине головы,
    словно сгребает сено в стог.
  3. Совершает спиралевидные движения пальцами от писков к затылку.
  4. «Догонялки». Сильно ударяя подушеч­ками пальцев, словно по клавиатуре, «бега­ет» по поверхности головы. Пальцы обеих рук то сбегаются, то разбегаются, то убега­ют друг от друга, то догоняют.
  5. С любовью и лаской водит пальцами по волосам, словно расческой, представ­ляя, что его «прическа самая красивая на конкурсе причесок».
Массаж лица
Цель: предотвращать простудные забо­левания, воздействуя на активные точки лица, вырабатывать умения управлять ми­микой, «лепить» красивое лицо.
1.   Ребенок поглаживает лоб,  щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко по­стукивает по коже, словно уплотняет ее, чтобы она стала упругой.
  1. Надавливает пальцами на переноси на середину каждой брови, делая вращатель­ные движения сначала по часовой стрелке, затем против нее (по 5-6 раз).
  2. С усилием надавливая на кожу, рисует красивый изгиб бровей, затем щипками ле­пит густые брови (от переносицы к вис­кам).
  3. Мягко и нежно лепит глаза, надавли­вая на их уголки и расчесывая длинные пу­шистые реснички.
5.   Надавливая на крылья носа, ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подерги­вает себя за нос: представляет, какой кра­сивый нос Буратино у него получится.
Массаж шейных позвонков
Цель: почувствовать приятное ощуще­ние от медленных, плавных движений по­звонков шейного отдела; представить и рассказать, какие ощущения вызывают ри­сунки, выполненные движением носа в воздухе.
Игра « Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует солнышко, морковку, дерево:
  1. мягкие круговые движения головой сна­
    чала по часовой стрелке, затем против нее;
  2. поворачивает голову в стороны, вверх, вниз;
3) наклоняет голову во время «рисо­вания» сначала вправо, затем влево.
Массаж ног
Цель: воздействовать на биологически активные центры, находящиеся на ногах, развивать гибкость суставов.
1.   Ребенок, сидя по-турецки, подтягивает к себе стопу левой ноги, затем разминает пальцы ног, поглаживает между пальцами, раздвигает пальцы. Сильно нажимает на пятку, растирает стопу, щиплет, похлопыва­ет по пальцам, пятке, выпуклой части стопы, делает стопой вращательные движения, вы­тягивает вперед носок, пятку, затем похло­пывает ладошкой по всей стопе: «Будь здо­ровым, красивым, сильным, ловким, доб­рым, счастливым!..». То же  с правой ногой.
2.   Поглаживает, пощипывает, с силой растирает голени и бедра. Делает пассы по­очередно над каждой ногой, сначала «наде­вая» воображаемый чулок, затем «снимая его и сбрасывая».
Игра «Покачай малышку»
Ребенок прижимает к груди стопу ноги («малышку»),  укачивает  ее,  касается  лбом колена, стопы, поднимает «малышку» выше головы, делает вращательные движения вокруг лица.