СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «НАРОДНАЯ ИГРУШКА»

Воспитатель, Шарапова Маргарита Витальевна

Кукла – первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. На нее не влияет время, оно по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

В куклы не только играли – они помогали человеку на протяжении всей его жизни: с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: верили, они обязательно помогут!

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества.

В большинстве своем, по мнению ученых, сегодняшняя  игровая продукция не соответствует психолого-педагогическим требованиям формирования сознания ребенка. Кукла – Барби, формирует в ребенке менталитет «быть хорошей американской девочкой» не заботливой мамой, а супер – девочкой. Куклы для мальчиков: Бэтмен, Супермены, Завоеватели, Джеки — Потрошители, как инструкции для будущих киллеров.  Прилавки магазинов сверкают изобилием детской игрушки в основном выпущенной в западных странах, игрушек, изготовленных очень часто из ядовитых материалов.

Традиционная русская кукла не привлекает внимания детей. В основе сюжетно ролевых игр лежат боевики и конкурсы красоты. Дети не владеют достаточной информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши бабушки и дедушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Необходимо помочь нашим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитать бережное отношение к культуре своего народа.

Столбушка.

Первая кукла, с которой мы познакомимся, — самая древняя. И самая простая в изготовлении. Называется она столбушка, или закрутка. Из названия можно понять способ изготовления ее основы. Это и береста, плотно свернутая в трубку, и скрутка из ткани – плотной или мягкой.

Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной ребенком.

Нарядим столбушку – она отзывчива на любую выдумку.

Способ изготовления столбушки

— Для изготовления туловища столбушки берем плотную ткань размером примерно 20*20 см(можно чуть больше или меньше, в зависимости от того, какая кукла нужна). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку. Там, где край ткани подогнут, — основание туловища. Оно получится толще, благодаря чему кукла может стоять. Примерно на уровне шеи и пояса перевязываем скрутку нитью или веревочкой.

— Теперь формируем голову и руки. Берем примерно такой же по размеру квадратик ткани, светлого оттенка, чтобы кукла была белолицей. Накрываем скрутку белой тканью и формируем голову. Внутрь в центре можно положить вату или маленький кусочек ткани (ветоши), чтобы голова получилась круглее. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Нужно расправить ткань, определить перед куклы, убрать лишние складочки назад, округлив голову.

— Формируем руки Столбушки. Противоположные свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук (чтобы они получились одинаковой длины) и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, формируя ладошки.

— Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спинке) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки (можно сделать так, что они будут раскинуты, или слегка опущены книзу).

— Основа Столбушки уже готова, далее можно обратиться к своей фантазии. Куклу можно нарядить по-разному. На рисунке показано, как повязать понёву (юбку). Она вяжется навыворот нитью, потом опускается вниз, затем нужно красиво расправить складки.

— Привязываем передник, также навыворот (как и юбку). Его можно сначала повязать простой нитью, опустить, и уже поверх надеть поясок, или можно взять красивый поясок подлиннее, им повязать передник, опустить его вниз и всё тем же поясом повязать поверх. Важно помнить, что фартук у женщины-хозяйки был часто сумкой и был довольно длинным и широким.

Пеленашка

 

Во время свадьбы после переезда невесты в дом жениха на колени ей сажали маленького ребенка или клали спеленатую куклу – считалось что после этого к молодой жене приходит материнская сила.

Спеленатую куклу подкладывали и к младенцу в колыбель, где она была до крещения, чтобы сбить злых духов с толку и принимать на себя все напасти, угрожавщие незащищенному крестом малышу. После крещения кукла убиралась из колыбели и хранили ее наравне с крестильной рубахой.

Часто ребятишки постарше делали пеленашку,  как игровую – для себя и младших братьев и сестер в семье.

Способ изготовления Пеленашки

— Ткань плотно скручивали в скатку и с усилием перетягивали посередине специально изготовленным пояском. Завязанный тугой узел символизировал пуп. Оставшиеся концы шнура откусывали так же, как пуповину при рождении ребенка. Целостность образа концентрировалась на узле: развяжи узел — и образ распадется.

— Вторая не менее существенная составляющая образа — голова. Для обозначения головы скатку перетягивали нитями, выделяя треть длины с одного из концов.

— С этого момента пропорции куклы соизмеряются с пропорциями младенца. Треть длины куклы, отделенная нитью, составляла верх — голову, другие две трети — низ куклы, а узел шнура – пояса располагали спереди (рис. 16, б). Это наиболее существенные детали, которые учитывали при пеленании куклы.куклу пеленали в три основных этапа. Сначала на голову повязывали платок. Для этого небольшой кусок ткани перегибали по диагонали. Платок накидывали концами крест-накрест, концы заводили за спину, не завязывая узла (рис. 16, в).

— Затем куклу плотно пеленали куском ткани. Для этого скатку укладывали на прямоугольный кусок ткани, чтобы часть с подвязанным платком выступала над его длинной стороной. Один из верхних углов ткани заводили наискосок за скатку.

— Другой угол также заводили наискосок за скатку крест-накрест первому. Свободную нижнюю часть ткани накидывали на Пеленашку сверху и обтягивали за скатку.

—  Пелену закрепляли свивальником — узким длинным отрезом ткани. Из-за спины крест-накрест куклу плотно оберты-вали свивальником в верхней части и внизу. Оставшиеся концы подтыкали под свивальник, не завязывая узлы