Консультация для воспитателей «Физиологическая культура детей»
Воспитатель Антоненко Наталья Илларионовна
Половое, сексуальное воспитание дошкольников – необходимость здорового развития ребенка, для формирования психологически и эмоционально здоровой личности. Однако большинство родителей, в силу собственного воспитания, всячески игнорируют, если не противостоят раннему половому и сексуальному воспитанию детей, что в свою очередь может привести к неполноценному, а иногда и искаженному и неадекватному развитию личности человека.
В культурной истории человечества немало мест, отводилось и отводится сейчас вопросу взаимоотношений между полами. Интимная жизнь человека определяется его личными качествами (внешностью, характером, темпераментом, возрастом, состоянием здоровья) и зависит от общественной морали микрогруппы (семьи, товарищей по работе, соучеников), а также испытывает влияние макросоциальных факторов (экономического, политического, религиозного уклада государства).
Любой специалист, работающий в системе «человек – человек», в том числе педагог, должен представлять себе пути становления сексуального сознания, особенности сексуального поведения в различные возрастные периоды, взаимосвязь сексуального и социального статусов, т.е. состояний человека.
Слово «секс» в переводе с латинского означает «пол». Сексуальность – это совокупность элементов полоролевого поведения, которое присуще каждому здоровому человеку. Формы же его проявления зависят от социальных условий, воспитания, пола, возраста. Более 20 лет назад две группы ученых, одна в России под руководством профессора Васильченко, другая в США, возглавляемая профессором Кинзи, изучая динамику изменения сексуальности у мужчин и у женщин в различные возрастные периоды, пришли к выводу: сексуальность и мальчика, и девочки начинается не с нуля. Ребенок испытывает на себе прессинг половых гормонов матери буквально с первых месяцев своего внутриутробного существования. В этот же период некоторое количество эстрогенов(женских половых гормонов) и андрогенов(мужских половых гормонов) выделяет вилочковая железа плода. После рождения человека обеспечение его организма биостимуляторами – половыми гормонами берут на себя половые железы: семенники у мужчин и яичники у женщин. Насколько велико значение половых гормонов для развития и становления личности человека, можно судить хотя бы по тому, что при снижении концентрации этих веществ в крови, ребенок отстает от сверстников в росте и умственном развитии.
Особенность девочек в возрасте шести-восьми лет – трогательное жеманное кокетство, связанное с самым первым пиком женской сексуальности. Для родителей и воспитателей очень важно в этот период не впадать в крайности. Не надо усиленно демонстрировать окружающим проступающую сквозь детские черты женственность. Намеки, не всегда тактичные шутки смущают ребенка или, напротив, провоцируют чересчур развязное поведение. Впоследствии оно мешает девочке в общении со сверстниками, и те же самые взрослые, еще вчера восхищавшиеся жеманством малышки, резко одергивают ее, теперь уже угловатого подростка. Другая крайность – пресечение всех форм женского полоролевого поведения у девочки этого возраста. Это ведет к развитию у ребенка замкнутости, неуверенности в себе, затрудняет его контакты со сверстниками. Отношение к детскому кокетству должно быть здоровым и спокойным.
Вслед за кратковременным подъемом у девочки следует спад сексуальности. Он совпадает с началом периода полового созревания.
У мальчиков сексуальность нарастает медленно и долго идет вверх.
Чуть позже, лет в пять, ребенок задает свой сакраментальный вопрос: «Откуда я взялся?» и, как правило, получает на него уклончивый ответ. А жаль. У детей в этом возрасте еще нет брезгливости к своему собственному телу, к телу другого человека, в частности матери, поэтому ответить можно было бы так: «Ты был маленьким, сидел у меня в животе в специальном мягком теплом мешочке, потом начал расти, и тебе стало тесно, ты постучал изнутри пяточкой. Я услышала, и мы поехали в специальную больницу, где врачи помогли тебе появиться на свет. Папа тем временем бегал по магазинам и покупал тебе одежду. Ведь ты родился совсем голеньким. Потом тебя искупали, взвесили, измеряли твой рост. Можешь себе представить, ты был самым высоким среди мальчиков, родившихся в этот день. (Вариант для девочки: «Среди других детишек ты выделялась своими кудряшками, у тебя были самые длинные волосики и, когда вас привозили кормить на специальной каталке в одинаковых конвертах, я узнавала тебя издалека).
Последняя фраза в общении с ребенком на тему его прихода в этот мир должна отвлекать внимание малыша от чисто физиологических вопросов. Право же человеку в пять лет важно не только то, что он как все, но и то, что с самого начала было что-то присущее только ему или ей. И это отличие должно быть позитивно, приятно окрашено, ибо нет ничего опаснее, чем совмещение двух понятий – страх и секс – в возрасте, когда личность только формируется. А такое совмещение встречается в тех случаях, когда родители замечают за ребенком склонность к онанизму.
Причины появления такой склонности для мальчиков и девочек в большинстве случаев общие: гельминты, которые вызывают зуд и заставляют чесаться. Это может войти в привычку и потом перейти в онанизм. Механическое раздражение возникает также от грубых швов на белье или при недостаточном внимании родителей к личной гигиене ребенка. Иногда дети просто подражают друг другу, что чаще происходит при групповом воспитании. В очень редких случаях – это проявление повышенной нервозности. В таком случае нужна консультация врача невропатолога. В большинстве же случаев ребенка можно просто отучить от этой обычной распространенной привычки.
Сначала остановимся на раннем онанизме мальчиков. Очень опасно наказывать ребенка. Дело в том, что дети не совершают те или иные поступки, боясь наказания. Если на мальчика начинают кричать, наказывают его, то первая реакция на «воспитательную меру»-страх. В детском сознании он связывается с сексуальной сферой. Впоследствии, когда повзрослевший мальчик решит начать интимную жизнь, его может ждать приступ вторичной импотенции. Да, физически он вполне здоров, но сознание в определенный момент дает сбой. Такова плата за ошибки взрослых. Как же отучить ребенка от онанизма? Прежде всего, необходимо внимательно отнестись к личной гигиене, следить за бельем, мыть ребенка на ночь, укладывать спать на спину, сидеть рядом, пока не заснет, но сидеть не в напряженной позе наблюдателя, а читать ребенку книжку, рассказывать сказку. Ночью нужно вставать и переворачивать мальчика с живота на спину. Это кропотливая работа, она может продолжаться 2-3 месяца, но дает эффект.
Что же касается маленьких девочек, то они при склонности к мастурбации, могут занести инфекцию в половые органы, которая послужит причиной воспалительного заболевания, что в свою очередь, может привести к бесплодию. Важно выяснить, какова реакция мочи у девочки, если кислая, то при подмывании в воду добавлять немного питьевой соды (чайную ложку на литр воды). Во всех случаях показано добавление отвара ромашки. Мастурбация в детском возрасте неблагоприятно влияет на нервную систему девочки. Можно давать на ночь по 5-6 капель валерианы.
В возрасте 3-7 лет крайне важно сделать так, чтобы ребенок начал осознавать собственную принадлежность к определенному полу. В противном случае повзрослев, мальчик может оказаться лишенным мужественности и силы воли, социально незрелым (будет стараться избежать любых трудностей, стремиться исключительно к удовольствиям и т. д.), станет перекладывать большую часть жизненных забот на женские плечи. Такое же большое значение имеет и правильное половое воспитание девочек. Если юная леди будет с детства играть в мальчишеские игры, чувствуя себя в компании «своим парнем», то в будущем не стоит удивляться тому, что она начнет курить, баловаться алкоголем, вести беспорядочнуюполовую жизнь. Именно поэтому, на данном этапе развития родителям крайне важно подавать положительный пример своим детям: отец должен быть опорой семьи и помогать матери в быту, демонстрируя сыну уважение к женскому полу; матери необходимо прививать девочке чувство заботы, доброты, стыдливости и т.д. Необходимо напоминать ребенку о необходимости быть скромным в интимных вопросах, а также прививать ему понятия «настоящий мужчина», «настоящая женщина» и основы надлежащего взаимоотношения между ними.
Литература:
1. В.Е. Каган «Воспитателю о сексологии», М.: «Педагогика», 1991г.
2. И.С. Кон «Сексуальная культура в России», М.: «АЙРИС-ПРЕСС», 2005г.
3. Российская педагогическая энциклопедия, т.2 М. 1999г.
4. Д.В. Колесов «Беседы о половом воспитании», М.: «Педагогика», 1986г.
5. А.Т. Никитин «Откуда берутся дети», М.: «Молодая гвардия», 1989г