Консультация для воспитателей по теме: «Дидактические игры в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста»
Воспитатель Малыгина Татьяна Сергеевна
При работе с новыми образовательными программами в детском саду появилась потребность в более разнообразных дидактических играх. Нужны были дидактические игры, которые позволяли бы закрепить пройденный материал, а так же развивающие игры для развития творческих способностей, мышления, которым уделяется большое внимание в данных программах. Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в свободной деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и полное освоение учебного материала. И лучшим тренажером для детей дошкольного возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры. В детском саду мы начали свою работу с подбора дидактических игр по изобразительной деятельности, потому что наш сад имеет художественно – эстетическое приоритетное направление. В деятельность в этом направлении вовлечены (в разной степени) все воспитатели детского сада. Педагоги вместе с руководителем изостудии накапливают, систематизируют, разрабатывают новые игры по изобразительной деятельности, а так же совершенствуют старые. Цель данной работы – это вовлечение родителей в процесс художественного образования и художественно – эстетического развития детей. Суть работы в том, что ребенок вместе с родителями изготовил дидактическую или развивающую игру (отксерокопировал, распечатал с электронного носителя, раскрасил), научился играть в нее дома с родителями, бабушками, дедушками и, принеся ее в сад, научил своих одногруппников играть в нее.
Ведь каждый, даже самый тихий, отверженный ребенок может попробовать себя в роль лидера, стать тем человеком, который может поделиться своими знаниями, научить остальных чему-то. Мы считаем, что работа в данном направлении будет иметь положительные результаты, будет востребована.
1. Значение дидактических игр. Дидактические игры имеют большое значение в процессе воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста. Ведь полноценное освоение учебного материала осуществляется не на занятиях, а в свободной деятельности. Тогда, когда ребенок еще и еще раз проигрывает ситуацию, применяя на практике знания и умения, полученные на занятиях до тех пор, пока они не перейдут в навык. Тогда-то и происходит окончательное понимание и освоение учебного материала. И лучшим тренажером для детей возраста, в данной ситуации, являются дидактические игры.
2. Классификация дидактических игр по программе. Любая программа предполагает наличие двух видов дидактических игр по изодеятельности – это теоретические и практические. Теоретические игры в свою очередь делятся на:
— игры, направленные на развитие восприятия: «Цвет, форма, величина», «Контур – силуэт»,«Отреставрируй картину»;
— игры, направленные на знание искусствоведческих терминов: «Изословарь», «Натюрморт, портрет, пейзаж», фланелеграф «Составь натюрморт»;
— игры, направленные на знание народных промыслов «Матрешкина одежка»;
— игры на развитие эмоциональной сферы: «Зеркальце», «3медведя»;
— игры, направленные на знание творчества известных художников, архитекторов, художников – иллюстраторов: «Чьи картины?».
Практические игры могут быть направлены на развитие глазоручной координации, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики, цветовосприятия, но все они предполагают работу с изобразительными материалами. «Дорисуй», «Чего не хватает», «Нарисуй симметричный узор», «Соедини по точкам». К практическим играм относятся ребусы и кроссворды.
3.Типы дидактических игр. Закончив с классификацией, хочется поговорить о самих играх. Среди используемых игр различают дидактические и развивающие. Дидактические игры помогают дать ребенку определенные знания, закрепить навыки, в дидактических играх обязательно существуют правила, порядок игры, выполняя которые дети решают игровую задачу (лото, домино). Развивающие игры не предполагают конкретных правил и алгоритма действий: ребенок выполняет задания по своему усмотрению. Развивающие игры, таким образом, обеспечивают активизацию всех психических и познавательных процессов. С их помощью тренируются зрительная память, внимание, совершенствуются технические навыки, формируются сенсорные эталоны (дорисуй, найди ошибку, составь узор).
4.Распределение дидактических игр в соответствии с возрастом:
С 3-4 лет: Теоретические игры — восприятие 15 игр, декоративно прикладное искусство 5 игр, искусствоведение 3 игры, эмоции 2 игры, творчество художников 1 игра. Практические игры — мелкая моторика 7 игр, прочее 3.
С 4 -5 лет: Теоретические игры — восприятие 5 игр, декоративно прикладное искусство 10игр, искусствоведение 5 игр,эмоции 3 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 3 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие 7 игр.
С 5 -6 лет: Теоретические игры — восприятие 2 игры, декоративно прикладное искусство 5, искусствоведение 7 игр, эмоции 3 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 3, внимание, воображение, память, цветовосприятие 10 игр, ребусы, кроссворды 3 сборника.
С 6 -7 лет: Теоретические игры — восприятие 2 игры, декоративно прикладное искусство 5игр, искусствоведение 5 игр, эмоции 4 игры, творчество художников 3 игры. Практические игры — мелкая моторика 2 игры, внимание, воображение, память, цветовосприятие 10 игр ребусы, кроссворды 5 сборников. Каждый учебный год детям предоставляется, примерно, 36 дидактических игр (по одной игре в неделю с последующим усложнением).