Воспитатель Чурилова Татьяна Юрьевна
Уважаемые родители, если ваш ребенок знакомится с буквами, учится читать, пытается писать, то игры, которые предлагаются вашему вниманию, закрепят знания вашего ребенка о буквах, помогут вовладении чтением, расширят словарный запас, научат сосредоточенности и усидчивости.
В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Главное – чтобы игра была в радость.
«Кто сильнее?»
Участники игры: группа детей или в кругу семьи.
Материал и оборудование: карточки с буквами алфавита.
Задачи: закрепить знания детей о буквах, пополнить словарный запас, научить мыслить логически.
Место проведения: за столом, на ковре.
Ход игры: всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он ее кладет перед участником, сидящим слева, и произносит: «А, арбуз, что сильнее?». Следующий игрок достает любую из своих карточек и произносит: «Х, холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко.Затем он кладет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами Й, Ъ, Ь, Ы, то он пропускает ход.
«Буквы вокруг меня»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: настенный плакат «Азбука».
Задачи: закрепить знания о буквах, научить концентрировать внимание, расширить словарный запас, развивать наблюдательность.
Место проведения: в комнате, в квартире, на улице.
Ход игры: взрослый просит ребенка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.
Например: А – арка, Б – банка, В – вешалка, Г – гардина, Д – диван и т. д.
«Портреты букв»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры или краски, альбом, в котором не менее 33-х листов.
Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии воображения, образного мышления, мелкой моторики.
Место проведения: за столом.
Ход игры: во время изучения букв, можно спрашивать ребенка о том, на кого или на что похожа та или иная буква.
Например:
А — крыша дома, лестница.
Б — кенгуру, на мягкий знак с хвостиком.
В — бабочка, которая сложила крылья и т. д.
Для каждой буквы выделите отдельную страницу в альбоме.
Пусть ребенок по мере знакомства с буквами, рисует их портреты на специально отведенных для этого страницах.
«Слово за слово»
Участники игры: для группы детей.
Материал и оборудование:карточки по предложенной теме.
Задачи: закрепить знания детей о буквах, расширить словарный запас, познакомить с окружающим миром, помочь в развитии слуховой и зрительной памяти.
Место проведения: за столом, в дороге.
Ход игры: ведущий определяет тему, например: «Птицы» на букву «С». Первый игрок начинает: «Снегирь» (или любая другая птица).Следующий ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: «снегирь, свиристель». Следующий игрок должен повторить эти два названия и прибавить свое, — например: «Снегирь, свиристель, сойка». Игра продолжается кругами до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
«Рисунок из предметов на одну букву»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: карандаши, фломастеры или краски, альбом.
Задачи: закрепить знания о буквах, развивать образное мышление, воображение.
Место проведения: за столом, в дороге.
Ход игры: Детям предлагается нарисовать рисунок, но не совсем обычный, Вся картина должна быть нарисована только предметами на одну определенную букву.
Например: посмотрите, как это сделал наш художник: на картине нарисован арбуз, аист, ананас, автобус, астра и т. д. Посчитайте количество предметов, которые нарисовал художник, дайте название картине, нарисуйте свой рисунок.
«Зеркальные буквы»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: простой карандаш, тетрадь в клеточку, спички или счетные палочки.
Задачи: закрепить знания о буквах, научить писать буквы правильно.
Место проведения: за столом.
Ход игры: часто в дошкольном возрасте дети пишут буквы и цифры «наоборот». Данное упражнение может помочь вашему ребенку.
Разделите лист в клеточку вертикальной линией на две равные части. Напишите те буквы, которые ребенок пишет «наоборот» с одной стороны.
С другой стороны предложите ребенку написать букву правильно. Можно для этого использовать зеркальце, чтобы он увидел, как нужно писать. Можно сказать ему о том, что «буква захотела увидеть свое отражение в зеркале».
Аналогично можно использовать спички или счетные палочки.
«Поймай букву за хвост»
Участники игры: группа детей.
Материал и оборудование: карточки с предметными картинками.
Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии логического мышления, воображения.
Место проведения: за столом, на ковре.
Ход игры: ведущий раздает детям карточки с предметными картинками.Дети раскладывают картинки так, чтобы название следующей картинки начиналось с последнего звука названия предыдущего слова. Например: автобус, самолет, танк, крыша и т. д.
«Найди лишнее слово»
Участники игры: группа детей.
Материал и оборудование: карточки с предметными картинками.
Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии логического мышления, воображения.
Место проведения: за столом, на ковре.
Ход игры: ведущий выставляет на столе четыре карточки с предметными картинками. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово. Например: молоко, мороженое, лимон, мандарин. Лишнее слово: «Лимон», потому что оно начинается на букву «Л», а не букву «М», как все другие карточки.
«Превращение слов»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: образец предложения взрослого.
Задачи: закрепить знания о буквах, расширить словарный запас, развить логическое и словесное мышление, воображение.
Место проведения: за столом, в дороге.
Ход игры: ведущий предлагает ребенку заменить одну букву в слове, чтобы получилось как можно больше других, новых слов. Например: « Лак – бак – мак – рак», «Лук — сук — сок – кок» и т. д.
«Придумай предложение на одну букву»
Участники игры: группа детей или один ребенок.
Материал и оборудование: образец предложения взрослого.
Задачи: закрепить знания о буквах, расширить словарный запас, развить логическое мышление, воображение.
Место проведения: за столом, в дороге.
Ход игры: ведущий предлагает ребенку послушать свое предложение: «Мама моет Марину». А теперь ты придумай свое предложение, где каждое из слов предложения должно начинаться на определенную букву. Затем, когда ребенок лучше познакомиться с буквами, можно ему предложить составить целую сказку на одну букву.
Используемая литература:
Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384 с.
Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ авт.-сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2001. – 132 с.
Синицына Е. И. Умные слова. Серия: «Через игру – к совершенству». – М.: ЛИСТ, 1999. – 176 с.