Консультация для родителей по теме:«Творческие игры с буквами»

Воспитатель Чурилова Татьяна Юрьевна

Уважаемые родители, если ваш ребенок знакомится с буквами, учится читать, пытается писать, то игры, которые предлагаются вашему вниманию, закрепят знания вашего ребенка о буквах, помогут вовладении чтением, расширят словарный запас, научат сосредоточенности и усидчивости.

В эти игры можно играть как с одним ребенком, так и с группой детей. Главное – чтобы игра была в радость.

«Кто сильнее?»

Участники игры:  группа детей или в кругу семьи.

Материал и оборудование: карточки с буквами алфавита.

Задачи: закрепить знания детей о буквах, пополнить словарный запас, научить мыслить логически.

Место проведения: за столом, на ковре.

Ход игры: всем участникам раздается равное количество карточек. Первым начинает тот, у кого карточка с буквой «А». Он ее кладет перед участником, сидящим слева, и произносит: «А, арбуз, что сильнее?». Следующий игрок достает любую из своих карточек и произносит: «Х, холодильник, он сильнее, потому что больше и сможет сохранить в себе арбуз». Игрок слева забирает себе карточки, у него очко.Затем он кладет любую из своих карточек и продолжает игру по часовой стрелке. И так до тех пор, пока не кончатся карточки. Если у игрока карточки с буквами Й, Ъ, Ь, Ы, то он пропускает ход.

«Буквы вокруг меня»

Участники игры:  группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: настенный плакат «Азбука».

Задачи: закрепить знания о буквах, научить концентрировать внимание,  расширить словарный запас, развивать наблюдательность.

Место проведения: в комнате, в квартире, на улице.

Ход игры: взрослый просит ребенка оглядеться в комнате и назвать все предметы, которые окружают его, но только в алфавитном порядке.

Например: А – арка,  Б – банка, В – вешалка, Г – гардина, Д – диван и т. д.

«Портреты букв»

Участники игры:  группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры или краски, альбом, в котором не менее 33-х листов.

Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии воображения, образного мышления, мелкой моторики.

Место проведения: за столом.

Ход игры: во время изучения букв, можно спрашивать ребенка о том, на кого или на что похожа та или иная буква.

Например:

А  —  крыша дома, лестница.

Б  —  кенгуру, на мягкий знак с хвостиком.

В  —  бабочка, которая сложила крылья и т. д.

Для каждой буквы выделите отдельную страницу в альбоме.

Пусть ребенок по мере знакомства с буквами, рисует их портреты на специально отведенных для этого страницах.

«Слово за слово»

Участники игры:  для группы детей.

Материал и оборудование:карточки по предложенной теме.

Задачи: закрепить знания детей о буквах, расширить словарный запас, познакомить с окружающим миром, помочь в развитии  слуховой и зрительной  памяти.

Место проведения: за столом, в дороге.

Ход игры: ведущий определяет тему, например: «Птицы» на букву «С». Первый игрок начинает: «Снегирь» (или любая другая птица).Следующий ребенок должен повторить это слово и прибавить свое, например: «снегирь, свиристель». Следующий игрок должен повторить эти два названия и прибавить свое, — например: «Снегирь, свиристель, сойка». Игра продолжается кругами до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.

«Рисунок из предметов на одну букву»

Участники игры:  группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: карандаши, фломастеры или краски, альбом.

Задачи: закрепить знания о буквах, развивать  образное мышление, воображение.

Место проведения: за столом, в дороге.

Ход игры: Детям предлагается нарисовать рисунок, но не совсем обычный, Вся картина должна быть нарисована только предметами на одну определенную букву.

Например: посмотрите, как это сделал наш художник: на картине нарисован арбуз, аист, ананас, автобус, астра и т. д. Посчитайте количество предметов, которые нарисовал художник,  дайте название картине,  нарисуйте свой рисунок.

«Зеркальные буквы»

Участники игры:   группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: простой карандаш, тетрадь в клеточку, спички или счетные палочки.

Задачи: закрепить  знания о буквах, научить писать буквы правильно.

Место проведения: за столом.

Ход игры: часто в дошкольном возрасте дети пишут буквы и цифры «наоборот». Данное упражнение может помочь  вашему ребенку.

Разделите лист в клеточку вертикальной линией на две равные части. Напишите те буквы, которые ребенок пишет «наоборот» с одной стороны.

С другой стороны предложите ребенку написать букву правильно. Можно для этого использовать зеркальце, чтобы он увидел, как нужно писать. Можно сказать ему о том, что «буква захотела увидеть свое отражение в зеркале».

Аналогично можно использовать спички или счетные палочки.

«Поймай букву за хвост»

Участники игры: группа детей.

Материал и оборудование: карточки с предметными картинками.

Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии логического мышления, воображения.

Место проведения: за столом, на ковре.

Ход игры: ведущий раздает детям карточки с предметными картинками.Дети раскладывают картинки так, чтобы название следующей картинки начиналось с последнего звука названия предыдущего слова. Например: автобус, самолет, танк, крыша и т. д.

«Найди лишнее слово»

Участники игры:   группа детей.

Материал и оборудование: карточки с предметными картинками.

Задачи: закрепить знания о буквах, помочь в развитии логического мышления, воображения.

Место проведения: за столом, на ковре.

Ход игры: ведущий выставляет на столе четыре карточки с предметными картинками. Ребенку предлагается найти «лишнее» слово. Например: молоко, мороженое, лимон, мандарин. Лишнее слово: «Лимон», потому что оно начинается на букву «Л», а не букву «М», как все другие карточки.

«Превращение слов»

Участники игры:    группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: образец предложения взрослого.

Задачи: закрепить знания о буквах, расширить  словарный запас, развить логическое и словесное  мышление, воображение.

Место проведения: за столом, в дороге.

Ход игры: ведущий предлагает ребенку заменить одну букву в слове, чтобы получилось как можно больше других, новых слов. Например: « Лак – бак – мак – рак», «Лук  — сук  — сок – кок» и т. д.

«Придумай предложение на одну букву»

Участники игры:    группа детей или один ребенок.

Материал и оборудование: образец предложения взрослого.

Задачи: закрепить знания о буквах, расширить  словарный запас, развить логическое мышление, воображение.

Место проведения: за столом, в дороге.

   Ход игры: ведущий предлагает ребенку послушать свое предложение: «Мама моет Марину». А теперь ты придумай свое предложение,  где каждое из слов предложения должно начинаться на определенную букву. Затем, когда ребенок лучше познакомиться с буквами, можно ему предложить составить целую сказку на одну букву.

Используемая литература:

Волина В. В. Праздник Букваря. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1995. – 384 с.

Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий)/ авт.-сост. Г. Ф. Марцинкевич. – Волгоград: Учитель, 2001. – 132 с.

Синицына Е. И.  Умные слова. Серия: «Через игру – к совершенству». – М.: ЛИСТ, 1999. – 176 с.