Организация системы психофизического общения педагогов, родителей и детей
Старший воспитатель Григорян Лариса Георгиевна
Важным и действенным средством взаимодействия с семьей является широкое привлечение родителей к участию в разнообразных формах спортивно-оздоровительной работы ДОУ, которая проводится с детьми: Дни здоровья, марафоны «Здоровое поколение», Дни открытых дверей, спортивные досуги и праздники, туристические походы, помощь родителей в изготовлении нестандартного оборудования.
Все эти мероприятия позволяют с пользой проводить время, вызывают интерес у родителей к уровню двигательной зрелости их ребенка, являются источником радости, положительных эмоций, обогащают семейную жизнь.
Дни здоровья
В системе массовых мероприятий, направленных на укрепление здоровья детей и их родителей и формирование здорового образа жизни, важная роль принадлежит Дням здоровья.
Цель: привлечь родителей к участию в совместных с детьми праздниках.
Задачи:
— способствовать налаживанию эмоционального контакта родителей и детей, улучшению детско-взрослых отношений на основе осознанного отношения родителей к организации здорового образа жизни ребенка в семье и детском саду;
— воспитывать потребность к систематическим занятиям физической культурой и спортом;
Только благодаря личному участию родители могут понаблюдать за своим ребенком в коллективе, оценить уровень его физической подготовки. Веселая и задорная атмосфера таких дней передается не только воспитанникам, но и взрослым, что способствует пробуждению у них интереса к общению со своими детьми.
Эти дни отличаются разнообразной и интересной двигательной деятельностью, насыщенной вариативностью стимулирующих и активирующих форм и приёмов, способствующих формированию двигательного опыта детей, укреплению здоровья, закаливанию организма.
На днях здоровья дети приобретают опыт активного отдыха.
Структура дня здоровья представлена вариативностью содержания, реализуемого в разные режимные моменты дня с детьми и родителями.
В Дни здоровья режим насыщается активной деятельностью детей с учётом особенностей климатических условий. Так в холодное время пребывание на воздухе, по возможности, должно быть увеличено, а в тёплое – вся двигательно-игровая деятельность дошкольников выносится на открытый воздух. Воспитательная работа в этот день направлена на создание условий активного отдыха детей, в связи, с чем отменяются все занятия.
В планировании, организации и проведении Дня здоровья принимают активное участие не только инструктор по физической культуре, но и воспитатели, медицинский работник и другие «узкие» специалисты ДОУ.
Дни здоровья могут проводиться ежемесячно и должны иметь тематику, которая конкретизируется в каждой возрастной группе:
• «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья»;
• «Быть здоровыми хотим – помогает нам режим»;
• «Гигиена, чистота – нам здоровье, красота»;
• «Здоровое питание»;
• «В здоровом теле здоровый дух»;
• «Спорт – здоровье»;
• «Движение — здоровье»;
• «Нет» — вредным привычкам»;
• «Народные игры – удальцам раздолье и забава»;
• «Веселье и смех – нам здоровье и успех»;
• «Природа и здоровье» и т.д.
Начинается День здоровья утренним приёмом детей, который может вести определённый игровой персонаж в процессе интересного и занимательного взаимодействия. Можно предложить детям и родителям (в утренние или вечерние часы) различные задания в серьёзной и юмористической форме: беседы-диалоги, ситуации-провокации, игры, полосы препятствий, загадки, оздоровительные минутки, позволяющие создать положительный эмоциональный настрой и повысить активность детей и взрослых.
Утренняя гимнастика должна быть связана с темой дня и проводится в нетрадиционной форме. Это может быть:
• зарядка бодрости,
• эмоционально-стимулирующая гимнастика,
• аэробика,
• гимнастика «Маленькие волшебники» с элементами массажа, самомассажа биологически активных точек кожи и психогимнастики.
На такую гимнастику можно пригласить сказочных персонажей, родителей, работников детского сада.
Дальнейшая программа Дня включает разнообразные формы работы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников:
— сюжетно-ролевые игры;
— подвижные игры и упражнения на воздухе;
— путешествия-прогулки;
— простейшие туристические походы;
— уроки здоровья;
— динамические и оздоровительные паузы;
— спортивные праздники;
— пешие походы;
— спортивные конкурсы и викторины;
— забавы и развлечения;
— физкультурные досуги;
— решение проблемных ситуаций по вопросам здоровья;
— народные и спортивные игры;
— упражнения на дорожках здоровья и закаливания;
— солнечные и воздушные ванны;
— эстафеты и др.
Двигательная нагрузка регулируется педагогами в соответствии с возрастом, физической подготовленностью и состоянием здоровья детей. Во избежание переутомления дошкольников, интенсивные формы необходимо чередовать с малоподвижными играми и ситуациями, релаксационными паузами, придавая участию детей непринуждённый характер и способствуя их оздоровлению.
Наиболее эффективны для дошкольников физкультурные праздники и досуги с выполнением упражнений соревновательного характера (для старших дошкольников), всевозможные викторины и детские концерты (для детей младшего возраста).
Вторая половина Дня здоровья предусматривает активное участие родителей в совместных мероприятиях с детьми: спортивных праздниках, конкурсах и викторинах, шоу, оздоровительных часах, праздников на воздухе, вечерах-развлечениях, КВН и др.
Оригинальная информация в родительских уголках, памятки, консультации, домашние задания помогают педагогам ДОУ активизировать родителей для участия в Днях здоровья, повысить их потенциал в семье и уровень педагогической культуры по проблемам оздоровления своих детей.
Успешное проведение Дней здоровья является результатом слаженной и организованной работы всего коллектива ДОУ и семьи, объединяющей взрослых и детей общими целями.
Такая работа ценна и тем, что создает условия для эмоционально-психологического благополучия ребенка, так как оказывает большое влияние на развитие ума, воспитание характера, воли, нравственности, создает опреде-ленный духовный настрой, и благотворно влияет на детскую психику.