Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с календарём»

Конспект занятия по математическому развитию в старшей группе «Знакомство с календарём»

Воспитатель Малыгина Татьяна Сергеевна

Цель: познакомить детей с календарём, учить отвечать детей полным предложением, развивать логическое мышление, сообразительность; закрепить пространственные представления: слева, справа, между.

Материал: разные виды календарей, листы бумаги для рисования голубого, зелёного, розового и жёлтого цвета с изображением календаря на каждый месяц. Маленькие календари по количеству детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Отгадайте загадку.

Что ни день по одёжке отдает нам Серёжка,

А с последней расстался сам куда-то дева

Каждый день роняет листочек,

А как год пройдет — последний лист опадет.

   Дети: Календарь.

Воспитатель: Дети о чём речь в загадке?

По каким признакам вы догадались, что речь идет о календаре? (  Календарь отдает листочки, как Серёжке одёжку. Последний отдал и закончился)

Воспитатель: Для чего нужны календари?

   Дети: Чтобы знать какой сегодня день недели

Знать какой месяц

Знать какой сейчас год

Воспитатель: А ещё что можно узнать с помочью календарей?

Дети: Восход и заход солнца

Долготу дня – Как понять это выражение? ( зимой дни короче , чем весной)

Чтобы знать какое сегодня число

Знать рабочий день или выходной

Чтобы сделать важную запись

Планировать свою жизнь по календарю и записать ,чтобы не забыть о чём то.

Воспитатель: Какие записи люди делают в календаре?

   Дети: Прием к врачу

Примерка в ателье

Важная деловая встреча

Посещение театра

Поздравить с днем рождения, утренник, цирк, поездка …

С помощью календаря, можно узнать какие праздники будут в этом году, и в какие дни недели.

Праздники бывают разные:

Государственные: День России 12.06.

День Конституции Р. Ф 12.12

День Победы 9.05

Профессиональные: день учителя 5.10

День медиков, день строителя, торгового работника…

Международные: 8 марта

День защиты детей 1.06

Православные: Рождество христово, Пасха

Воспитатель: Какие виды календарей вы знаете?

Настенный, настенный отрывной, карманный, настольный, настольный перекидной — ежедневник, календарь природы.

Воспитатель: Чем похожи все календари?

В каждом календаре есть: число ,месяц, год ,дни недели

Какие бывают дни недели?

Каким цветом отмечены рабочие дни?

А каким цветом отмечены выходные и праздничные дни

  ФИЗМИНУТКА

Братьев ровно семь руки (вдоль спины рубцом)

Вам они известны всем (руки поперек рубцом)

Каждую неделю кругом (кулачками вверх)

Ходят братья друг за другом (щипая вниз)

Попрощается последний (раскрытыми пальцами вверх)

Появляется передний (тоже вниз)

Воспитатель: Чем отличаются календари?

Дети: Размером и величиной, большой – маленький, толстый- тонкий, длинные –короткие, широкие- узкие.

Цветом, оформлением, назначением,

  Воспитатель: Помогите мне решить задачки о календарях.

1. Наступил долгожданный январь. Сначала зацвела одна яблоня, а потом еще 3 сливы. Сколько зацвело деревьев? (лог)

2. На столе лежало 4-е календаря, Коля положил еще один календарь. Больше или меньше стало календарей?

3. На столе поровну настольных и карманных календарей. Настольных два календаря. Сколько всего календарей.(4)

4. На столе лежало 3 календаря разной длины. Как удалить из середины длинный календарь, не трогая его.

( переложить 1 из кал. С одной стороны на другую) (лог)

5.У воспитателя на столе было столько календарей, что если бы он их раздал 3-м детям поровну ,то каждому досталось по 2-а штуки.

6.Поставь настольный календарь слева от ежедневника, справа от него карманный календарь  между положи отрывной и т. д.

 Воспитатель: Задачки вы хорошо умеете решать, теперь немного отдохнем и поиграем с пальчиками.

Календарь отрывной ладонь на ладони (раскрываем как бы открывая)

Людям дарят красной краской типографной ( печатают пальцами в право, влево)

День отмечен выходной

В будни ходят на работу (ходят пальцами по одной руке, по другой)

Этих будней много что- то

Раз- два- три- четыре- пять! (Разгибают по одному пальцу на двух руках.)

Можно снова отдыхать. (Разжимание кулачков рук.)

Воспитатель: ребята, я предлагаю изготовить рекламный календарь нашего Д/с. Но прежде чем мы приступим к работе ответьте, чем мы занимаемся в  Д/с?

  Дети: ( Лепим, читаем, играем …)

   Воспитатель: Да, жизнь в нашем Д/С интересная, разнообразная.

Давайте её отобразим в наших рисунках. Нарисуйте то что вам больше всего понравилось или запомнилось, (рисуют 8-10 мин. Карандашами)

Ребята, заканчивайте работу . Я считаю до пяти и ко мне все дети должны : станьте объединившись группами по временам года.

С какого времени года начинается календарь?

Дети: с зимы

Назови зимние месяцы. Назови 1-й месяц календаря. Дети называют, а я складываю и т. д.

Затем я читаю стихотворение и дарю детям календари.

Кто не знаком с календарем! Смотрите – это он.

Ведь без него календаря не начинают дня.

Своих листов, своих деньков он точный счёт ведёт

И подарить он вам готов своих дружков.

Всем спасибо.